MOP Томас

(6 или 7.2.1477 или 1478, Лондон, — 6.7.1535, там же), англ. гуманист, поэт, религ. писатель, гос. деятель. Учился в Оксфордском ун-те, затем в юрид. школах Лондона. Чл. Королевского совета (с 1517), лорд-канцлер (1529—32). Казнён за отказ признать Генриха VIII главой англиканской церкви.

Критич. ум, большой опыт юриста и сострадание к бедам народа в период перво-нач. накопления капитала убедили М. в кризисе существовавшей обществ. системы. Он пришёл к выводу, что осн. зло — частная собственность и погоня за наживой.

Представление о наилучшем строе М. изложил в своём гл. произв. — «Утопии» (написана на лат. яз., изд. в Лувене, 1516), — положившем начало соответствующему жанру в лит-ре. «Утопия» (греч., букв. — «место, к-рого нет»), или «Нигдея» — творение ренессансной культуры, рассказывающее о вымышленном гос-ве. В Утопии отменена частная собственность, нет денег, все трудятся. В рисуемом М. идеальном обществе радость жизни — в духовной свободе. Многие обретают счастье в занятиях наукой и лит-рой, моральном совершенствовании. На физич. труд утопийцы смотрят как на необходимое, но тягостное «телесное рабство». наиб. «грязные» работы выполняют рабы. От непосредств. участия в про-из-ве освобождены должностные лица и люди, специально занятые науками. Немногочисленное «сословие учёных» пользуется привилегиров. положением; вступление в него открыто для особо преуспевших в науках, не оправдавших надежд отправляют обратно к ремесленникам.

Разделяя присущую гуманистам веру во всесилие образования как основы обществ. благополучия, М. показывает; только разумные порядки в гос-ве, гарантирующие равномерное распределение общего имущества, предусматривающие и вознаграждение доблести, и достаток для каждого, обеспечивают возможность формировать всесторонне развитых, совершенных граждан. Благодаря своим установлениям основатель Утопии привёл скопище дикого народа к новому образу жизни и просвещённости. Подробного описания системы образования в Утопии М. не даёт, но и из сказанного можно представить его пед. воззрения. В Утопии все дети — и мальчики и девочки — получают одинаковое нач. образование и приобщаются к труду. Дети в школе и на полях учатся с.-х. работам, что связано со специфич. чертой жизни утопийцев: у них нет крестьян и каждый должен по два года отработать в деревне. Обучение ремеслу осуществляется, как правило, дома: дети наследуют профессию родителей. М. настаивает на том, чтобы каждый выбирал род занятий сообразно с природными наклонностями, поэтому юноша-утопиец имеет право перейти в др. «семейство», если профессия отца его не удовлетворяет.

Особенно важна мысль М. о необходимости постоянного, как бы пожизненного, но добровольного образования: мужчины и женщины до начала рабочего дня (к-рый длится 6 час) посещают всякого рода лекции и занятия. Велик простор для совершенствования в любых полезных науках, иск-вах, ремёслах. Поощряются разл. физич. упражнения, устраиваются соревнования. Особое значение в Утопии придаётся нравств. воспитанию молодёжи — самоотверженной любви к отчизне, бескорыстной помощи соседним народам, чувству общности со своими согражданами, самоограничению и самодисциплине, формированию разумных потребностей, умеренности, презрение к роскоши и «ложным наслаждениям».

Жрецы (вероятно, и жрицы) занимаются образованием детей и молодёжи, в особенности — воспитанием нравственности и добродетели, видя в этом залог прочности их гос-ва. Т. к. жречество было весьма малочисленным, можно предположить, что лекции для большей части народа читались преподавателями из «сословия учёных». Много внимания уделяется формированию религиозности и веротерпимости.

В Утопии сильно сказывается патриархальное начало: жёны прислуживают мужьям, дети — родителям, младшие — старшим. И хотя о равноправии женщин в Утопии говорить нельзя, М. убеждён, что в праве на образование женщины не должны уступать мужчинам. Свои взгляды М. осуществлял на практике, дав дочерям блестящее гуманистич. образование.

М. написал на лат. яз. неск. посланий, где отстаивал гуманистич. принципы воспитания и защищал Эразма Роттердамского и его последователей от нападок обскурантов, а также ряд религ. сочинений.

М. проводил мысль о нравств. основах науки: если отказаться от честности, науч. слава обернётся бесславием, среди всех благ добродетель стоит на первом месте, а учёность — на втором.

В 1886 состоялась беатификация М., в 1935 он был причислен к лику святых.

Соч.: The complete works of St. Thomas More, v. 1—16, New Haven — L., 1963—93; в рус. пер. — Утопия, Ми978; Эпиграммы. История Ричарда III, М., 1973.

Лит.: Осиновский И. Н., Томас Мор: утопич. коммунизм, гуманизм, Реформация, М., 1978; Томас Мор. 1478—1978. Коммунистич. идеалы и история культуры, М., 1981; III тек ли А. Э., «Утопия» Томаса Мора: труд и распределение, в кн.: Из истории социальных движений и обществ. мысли, М., 1981; Кудрявцев О. ФРенессансный гуманизм и «Утопия», М., 1991. А. Э. Штекли.

 

Просмотров: 898
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • MOP (MORE) Томас (1478-1535)
  • MOP Томас (1478-1535, казнен по повелению Генриха VIII)
  • «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
  • «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
  • «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИЗМА ОТ УТОПИИ К НАУКЕ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • ВЕЩЕСТВО, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕЕ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • Второе значение образования как результата
  • Дети с нарушениями интеллекта. Умственно отсталые дети
  • Животные, воспитываемые как дети
  • Животные, воспитываемые как дети
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • ИСТОРИЯ ЖИЗНИ и МЕТОД ИСТОРИИ ЖИЗНИ
  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
  • ЛЕВИАФАН или Материя, форма и власть гос-ва церковного и гражданского
  • МОР (Томас), или Морус
  • МОР ТОМАС (1478-1535)
  • МОР Томас (1478—1535)
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ МИГРАНТОВ
  • Образование как система
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Самоубийство как образ жизни
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • Фрейм -«как если бы»
  • Юнг Пол Томас | YOUNG, PAUL THOMAS (1892-1978)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь