ЛЮТЕР Мартин

(10.11.1483, Эйслебен, — 18.2.1546, там же; похоронен в Виттенберге), глава бюргерской Реформации в Германии, основатель нем. протестантизма (лютеранства). Окончил Эр-фуртский ун-т (1505). С 1508 читал лекции в Виттенбергском ун-те (с 1512 дер богословия).

Л. провозгласил единств, источником религ. истины подлинное Священное писание и отверг один из гл. догматов традиц. католицизма — обязат. посреднич. роль духовенства в «спасении» человека от греха, страданий, смерти. Самостоят. чтение Библии — и, таким образом, владение грамотой — стало в учении Л. нравств. долгом каждого верующего. Своим переводом Библии на родной язык (окончен в 1534) Л. способствовал выработке норм нем. грамматики, правописания и распространению грамотности.

В посланиях «К христианскому дворянству немецкой нации» (1520, рус. пер. 1912), «К бургомистрам городов всей Германии» (1524), в проповедях настаивал на организации нач. обучения, доступного всем детям. Осн. его задачей считал религ. воспитание. Выступал за распространение школ, к-рое считал обязанностью светских властей. В круг уч. предметов включал родной яз., историю, математику, пение. Требовал обучать в школах и девочек — будущих воспитательниц своих детей. Л. — автор большого и малого катехизисов (1529), осн. книг для чтения в нар. школах протестантских герм. гос-в, а также сборников псалмов (оригинальных и переведённых с латинского), пользовавшихся Значит. популярностью.

Л. предполагал также создание школ повышенного типа (т. н. латинских) и перестройку в духе своего учения работы ун-тов. Л. критически относился к изучению схоластич. философии. Основой образованности считал знание древних языков. Распространению идей Л. в значит. мере способствовала деятельность активных сподвижников, в т. ч. Ф. Мелапхто-на, И. Бугенхагена, И. Штурма, В. Тро-пгцендорфа. Выступление Л. против идес-логич. диктата римско-католич. церкви отразило интересы широких слоев населения герм. гос— в и сделало учение Л. духовным оружием в их борьбе за социальные права.

Соч.: Padagogische Schriften. Mit einer Einleitung uber Luthers Leben und Werke mit erlauternden Anmerkungen, W. — Lpz., 1884; в рус. пер.: Взгляд Лютера на светскую власть, в кн.: Источники по истории Реформации, в. 1, М., 1906.

Лит.: Соловьев Э. ЮНепобежденный еретик, М., 1984; Padagogik und Reformation. Von Luther bis Paracelsus. Eingeleitet, ausgewahlt und erlautert von F. Hofmann, B., 1983. Э. Ю. Соловьев.

 

Просмотров: 681
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • «УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ»
  • »КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ»
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ГОС)
  • Движение Реформации
  • ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60—80-е гг.
  • Знание, вера и воля в теологии ранней Реформации
  • Из истории немецкой философии XVIII-XIX вв. (Гердер, Рейнгольд, Маймон, Бардили, Якоби). Полемика вокруг философии Канта
  • Исток и тайна немецкой Реформации
  • КАТЕХИЗИС, в Рус. правосл. церкви – катихизис
  • ЛЕВИАФАН или Материя, форма и власть гос-ва церковного и гражданского
  • ЛЮТЕР (LUTHER) Мартин
  • ЛЮТЕР (LUTHER) Мартин
  • ЛЮТЕР (LUTHER) МАРТИН (1483-1546)
  • ЛЮТЕР (LUTHER) Мартин (1483-1546)
  • ЛЮТЕР Мартин (1483—1546)
  • ЛЮТЕР, Людер Мартин (1483-1546)
  • ПЕР-
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛАХ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КЛАССЫ И ОТДЕЛЕНИЯ при начальных школах
  • ПСИХОМЕТРИЯ, также чтение по предмету
  • Родной язык
  • Родной язык
  • РОДНОЙ ЯЗЫК
  • РОДНОЙ ЯЗЫК
  • РОДНОЙ ЯЗЫК в школе Рос. Федерации с нерусским языком обучения
  • Семантическая концепция истины (для формализованных языков) А. Тарского
  • СМЕННОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛ
  • Сменность работы школ
  • У истоков просветительской мысли Германии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь