КАПРИЗЫ детские

особенность поведения ребёнка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, в необоснованном сопротивлении требованиям взрослых, в стремлении настоять на своём. У маленьких детей К, сопровождаются обычно внеш. проявлениями недовольства и раздражённости: плачем, двигат. перевозбуждением. К. могут носить характер случайных, эпи-зодич. проявлений, но нередко закрепляются и превращаются в привычную форму поведения ребёнка. В тенденции к К. в известной мере сказываются не-к-рые возрастные особенности детей раннего, дошк. и мл. шк. возраста — неокрепшая нервная система (недостаточная возможность выдерживать сильные или длительные раздражители, преобладание процесса возбуждения над торможением), слабая воля, эмоц. возбудимость, впечатлительность. Однако осн. причина К. — неправильное воспитание. Чаще всего К. являются привычной реакцией избалованного ребёнка, выросшего. в атмосфере неразумной любви, отсутствия требовательности со стороны взрослых, привыкшего к тому, что все его прихоти беспрекословно выполняются. Но нередко К. — своеобразная форма протеста ребёнка против деспотич. и необоснованного подавления его развивающейся самостоятельности и инициативы со стороны взрослых (особенно родителей). Эпизодич. К. возникают часто в результате переутомления, перевозбуждения нервной системы ребёнка сильными или многообразными впечатлениями, а также как признак или следствие начавшегося заболевания.

Осн. путь предупреждения К. — разумная организация жизни и деятельности ребёнка, здоровая атмосфера и нормальные взаимоотношения в семье, спокойная требовательность, выработка привычки считаться с мнением и интересами др. людей. Важное значение имеют меры, направленные на укрепление нервной системы, — соблюдение режима сна, питания, устранение избытка впечатлений и т. д. Для преодоления К. не следует прибегать к угрозам, насилию. Попытка «сломить силой» К. ребёнка, как правило, приводит к ещё большему перевозбуждению или даже потрясению нервной системы (особенно если К. имеет объективную причину). Для преодоления К. обычно рекомендуются следующие приёмы: отвлечение ребёнка от того, что стало причиной К., и переключение внимания на др. объект; спокойное игнорирование К. ребёнка, т. к. К. часто поддерживается именно вниманием взрослых; в нек-рых случаях полезен метод «естественных последствий», когда взрослые позволяют ребёнку испытать неприятные последствия К. (если К. не наносит ущерба его здоровью и не вредит окружающим) Важное значение имеет форма требования, с к-рым взрослые обращаются к ребёнку, — доброжелательность, тактичное внушение, руководство поведением, в известной мере создающее иллюзию действия «по собственному желанию», поддержание разумной самостоятельности и инициативы.

Просмотров: 851
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЁНКА
  • ДИНАМИЧНОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • ДОМ РЕБЁНКА
  • ДОМ СВОБОДНОГО РЕБЁНКА
  • ДОМ СВОБОДНОГО РЕБЁНКА
  • ДОМА РЕБЁНКА
  • Заболевания центральной нервной системы (ЦНС) сосудистые
  • КОМИТЕТ ООН ПО ПРАВАМ РЕБЁНКА
  • МЕРЫ СОДЕЙСТВИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ
  • Нарушения поведения ребёнка
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ОТОБРАНИЕ РЕБЁНКА
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПОСОБИЕ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЁНКА ЕДИНОВРЕМЕННОЕ
  • ПОХИЩЕНИЕ РЕБЁНКА
  • Приёмного ребёнка фантазия
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • Синдром битого ребёнка
  • СЛАБОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • Тип нервной системы
  • ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • Типы нервной системы
  • УРАВНОВЕШЕННОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • Центр нервной системы
  • Электростимуляция нервной системы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь