ЯРОШЕВСКИЙ Михаил Григорьевич

(р. 22.8.1915, Херсон), психолог, поч. ч. РАО (1993), д-р психол. наук (1961), проф. (1961). Окончил ЛГПИ (1937). Работал в Ин-те философии АН СССР (1945—51), в пед. ин-тах Куляба, Ленин-абада, Душанбе (1951—65), в Тадж. ун-те (1963—65), где создал и возглавил кафедры психологии и эксперим.-психол. лаборатории. С 1965 в Ин-те истории естествознания и техники АН СССР. Репрессирован в 1937—38.

Осн. труды в области истории и методологии психологии и наук о человеке, психологии науч. творчества, науковеде-ния. Исследуя закономерности развития психол. знаний от античности до наших дней, разработал концепцию категориального анализа науч. деятельности, согласно к-рой помимо эмпирико-теоретич. знания выделяется категориальный строй науки как система предельно обобщённых конкретно-науч. понятий, организующая науч. знание и определяющая логику развития науки. На основании этого подхода выдвинул концепцию науч. деятельности (рассматриваемой в единстве её предметно-логического, социального и личностного аспектов), единицей анализа к-рой выступает исследовательская программа. Представление об исследовательской программе как консолидирующем начале коллективной деятельности учёных, реализуемой путём распределения науч. функций (ролей), послужило основанием для разработки программно-ролевого подхода к исследованию науч. коллектива, давшему начало новому направлению - социальной психологии науки. Интеграция дальнейшей работы в этом направлении с историко-науч. подходом привела к разработке ориг. системы понятий, раскрывающей психол. специфику науч. творчества. Тем самым было заложено основание ещё одного направления - ист. психологии науки. Исследования в этой области позволили выявить специфику особой науки о поведении, возникшей в России. Под ред. Я. опубл. исследование «Репрессированная наука» (2 тт., 1991- 1993).

Соч.: Проблема детерминизма в психофизиологии XIX в., Душанбе, 1961; И. М. Сеченов, Л., 1968; Развитие и совр. состояние заруб. психологии, М., 1974 (совм. с Л. И. Анцыферо-вой); Психология в XX столетии, M.; Школы в науке, М., 1977 (ред. и соавт.); История науки и шк. обучение, М., 1978 (совм. с Л. Я. Зориной); Сеченов и мировая психол. мысль, М., 1981; История психологии, М.; Психология. Словарь (ред. совм. с А. В. Петровским), М., 1990; Л. С. Выготский: в поисках новой психологии, СПБ, 1993; Введение в историю психологии, М., 1994; История психологии, М., 1994 (совм. с A. А. Петровским), М., 1994; Ист. психология науки, СПБ, 1995; Теория и история психологии, 2 тт., М., 1996. В. В. Умрихин.

 

Просмотров: 888
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.Очерки по психологии исследования»
  • Адаптация (в психологии развития)
  • Адаптация социальная (в психологии развития)
  • Активность (в психологии развития)
  • Возникновение психологии как науки
  • Детерминанты развития психологии
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • ИСТОРИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • История психологии
  • ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
  • Мясищева теория психологии отношений
  • Общение (в психологии развития)
  • обьект исследования (в психологии)
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • Политической психологии школы
  • Последипломная подготовка в области психологии
  • предмет исследования (в психологии)
  • Предмет исследования инженерной психологии
  • Предмет исследования организационной психологии
  • принцип детерминизма (в психологии)
  • Социализация (в психологии развития)
  • ТЕОРИЯ ПОЛЯ (в психологии)
  • Факторы риска в психологии развития
  • Факторы социальной психологии
  • Школы профессиональной психологии
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь