ДАГЕСТАН

входит в Рос. Федерацию. Пл. 50,3 тыс. км2. Нас. 1823 тыс. чел. (1989). Столица — Махачкала. На терр. Д. проживает много народностей и этнич. групп, наиб. многочисленные из них: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасаранцы.

В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 10 лет и старше приходилось 760 чел. с высш. и ср. (полным и неполным) образованием (в 1979 — 616 чел.). В отраслях занято св. 250 тыс. специалистов, в т. ч. св. 89 тыс. чел. с высшим и св. 160 тыс. чел. со ср. спец. образованием.

В 5—8 вв. на терр. Д. была известна аг-ванская письменность. В период араб. завоеваний распространилась араб. письменость. С 13 в. создавались медресе (Кумух. Салта и др.). В 18 в. на основе араб. грг фики была составлена письменности «аджам», к-рая использовалась в лит. творчестве аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев. В 19 в. появились татские иуда-истские школы, где использовалась древнееврейская письменность. Первое светское уч. заведение — рус. Дербентское уч-ще (1837, с 1877—3-клаосное) появилось после присоединения Д. к России (1813). В 1848 открылась Дербентская му-сульм. шк. (в 1855 переведена в Темир-Хан-Щуру), с 1861 вошла в состав окружной горской школы, с 1874 прогимназия, считалась лучшим уч. заведением Даг. обл. С 60-х гг. 19 в. открывались сел. школы (Ахтынская, 1861, и др.), а также жен. уч-ща. С сер. 19 в. аварец М. Хан-диев, лезгин Г. Э. Алкадари, лакеа А. Омаров и др. попытались начать обучение на родных языках, создавали уч. пособия. В 1865—66 рус. языковед П. К. Ус-лар составил алфавиты на рус. графнч. основе для нек-рых языков народов Д. разработал пособия по нач. обучению, открыл неск. школ. Однако в 1867 эти школы были закрыты и обучение во всех уч. заведениях велось на рус. языке. Распространению просвещения содействовали рус. учителя А. и Н. Скрабе, П. Егоров и др. В 1880 на базе прогимназии создано реальное уч-ще. В нач. 20 в. появились проф. школы: садоводства в Дербенте (1904), электротехническая в Порт-Пет-ровске (1905), ремесленная в Темир-Хан-Шуре (1911). Для подготовки учителей открылись пед. курсы при гор. уч-ще в Порт-Петровске (1900) и в Темпо-Хан-Шуре (1909). К 1915 насчитывалось св. 90 рус. школ (охватывали 5% детей шк. возраста), в т. ч. 60 — в сел. местности (7 тыс. уч-ся), св. 740 мусульм. и 20 татских уч. заведений. В 2 реальных уч-щах и 3 гимназиях было ок. 1,9 тыс. уч-ся. По официальным данным переписи 1897, грамотность населения составляла ок. 9,2%. Грамотность населения на кавказских языках св. 7%, на рус. яз. 28,7%, в т. ч. дагестанцев ок. 7%. (Полнота и достоверность этих данных нек-ры-ми историками подвергается сомнению.)

После установления сов. власти началась перестройка нар. образования. Велась работа по ликвидации неграмотности. К 1925 в республике действовало 230 лик-пунктов, в к-рых обучалось до 8 тыс. че ». В 1932 уч. заведения ликбеза охватывав. ок. 200 тыс. неграмотных и мадограмо!ных. Особое внимание уделялось жен. образованию. В 20-х гг. началась рао работка новой письменности для языков народностей Дагестана. 7 народностей вскоре получили возможность учиться на родном языке. В 1928 письменность была переведена с арабской на латинскую, а в 1938 — на рус. графику. Развернулось издание уч. лит-ры.

В 1921 действовали 493 общеобразовательные (гл. обр. малокомплектные, 1- 2-летние) школы (26,2 тыс. уч-ся, св. 2,4 тыс. учителей, большинство к-рых — быв. мусульм. священнослужители). Мн. родители запрещали детям, особенно девочкам, посещать сов. школы. В 1928 в школах при мечетях обучалось ок. 50 тыс. детей. В нач. 30-х гг. мусульм. школы были закрыты. В 20-х гг. началась организация сети дет. дошк. учреждений. В них до 2-й пол. 30-х гг. использовалась программа воспитания, разработанная Наркомпросом авт. республики. Для учащихся из семей горцев создавались (с нач. 20-х гг.) интернаты. Посланцы Дагестана учились в вузах и др. уч. заведениях городов России.

В 1930/31 уч. г. введено всеобщее нач. обучение. В 1933/34 уч. г. функционировало св. 1260 школ (св. 40 тыс. уч-ся), в т. ч. св. 20 ФЗС и ШКМ (св. 5 тыс. уч-ся). В сер. 30-х гг. началось введение всеобщего 7-летнего образования в городах. В 1937/38 уч. г. в Д. насчитывалось 255 семилетних и 27 ср. школ. Работали также школы с обучением на азерб., чеченском и ногайском (только начальные) языках. Из-за нехватки пед. кадров мн. шк. предметы не преподавались. Преподавание на языках народов Д. в большинстве школ ограничивалось 1-й ступенью, а с 5-го кл. велось только на рус. яз.

В 1921 открыто первое ср. спец. уч. заведение — Даг. гос. техникум. С 1922- 1923 в Буйнакске и Дербенте действовали пед. техникумы. В 1931 в Махачкале начал работать первый вуз — пед. ин-т им. С. Стальского. В 1932 основаны мед. и с.-х. ин-ты. Большую роль в развитии нар. образования сыграли наркомы просвещения Даг. АССР — С. И. Габиев, Л. М. Ефременко, А. А. Тахо-Годи.

В годы Вел. Отеч. войны создано изд-во Дагучпедгиз (1943), обеспечившее школы уч. лит-рой на родном языке; открыты Даг. НИИ школ (1944), жен. учительский ин-т (1944, с 1954 Даг. пед. ин-т). В первые послевоен. годы завершена ликвидация массовой неграмотности. В сер. 50-х гг. осуществлено обязат. 7-летнее обучение (в 1955/56 уч. г. насчитывалось 169 ср. школ), в кон. 50-х — нач. 60-х гг. — обязат. 8-летнее обучение. В 60-х гг. ликвидированы гор. школы с обучением на кумыкском, аварском, татском языках. В 70—80-х гг. осуществлялось всеобщее ср. образование молодёжи, однако родной язык был языком обучения только в сел. школах первые 2 года. В большинстве сел. школ родной язык преподавался (в 3—8-х кл.) как предмет. Не изучались история и культурные традиции Д. Состояние Значит. числа школ (ок. Чз) не отвечало санитарным нормам.

После 1988 введено в нач. классах изучение родных языков школьниками соот-ветств. национальностей; в 5—11-х кл. эти языки и лит-ра изучаются как предмет. В программу старших классов ср. школы включено изучение истории Д. как самостоят. уч. предмета. В Каспийске и в с. Гуниб открыты (1990) гимназии, а в Махачкале — лицей. Разработана письменность и начата подготовка к шк. обучению на родном яз. детей ранее бесписьменных агульцев, цахуров и др.

В 1992 насчитывалось св. 660 дошк. учреждений (ок. 77 тыс. воспитанников). Обеспеченность детей постоянными дошк. учреждениями составила ок. 34%. В сел. дет. садах воспитат. работа ведётся на родном языке детей. В 1992/93 уч. г. работало св. 1570 дневных общеобразоват. школ (в т. ч. св. 440 нач., св. 320 неполных средних, ок. 800 средних), в них обучалось св. 390 тыс. уч-ся. В вечерних и заочных школах занимается св. 16 тыс. чел. Ок. 1200 школ ведут обучение на дагестанских, чеченском, азерб. и др. языках (76 тыс. уч-ся). Родной яз. как предмет изучают св. 185 тыс. чел. (1450 школ). Внешк. учреждения; 55 домов детского творчества (реорганизованные дома и дворцы пионеров и школьников), 13 детских технич. станций, 15 станций юных натуралистов, а также разл. тури-стич. объединения охватывают ок. 50 тыс. уч-ся. В школах занято св. 34,6 тыс. учителей и воспитателей. Учителей с высш. образованием в гор. школах св. 77%, ? сельских — ок. 66%. Среди педагогов св. 90 засл. учителей школы РСФСР; св. 400 засл. учителей школы Даг. АССР.

В республике 30 ПТУ (14,7 тыс. уч-ся), 28 ср. спец. уч. заведений (св. 21 тыс. уч-ся). В ун-те, пед., мбд., с.-х., политехническом (осн. в 1972) ин-тах обучалось св. 27 тыс. студентов. В 1991 организован Ин-т нар. х-ва. Среди вузов ведущее место занимает Дагестанский университет (осн. в 1957 на базе пед. ин-та им. С. Стальского; в 1991 — 10 ф-тов, ок. 7 тыс. студентов). В вузах занято св. 2,2 тыс. профессоров и преподавателей, в т. ч. 160 докторов и св. 1100 канд. наук. Подготовку пед. кадров ведут ун-т, пед. ин-т, пед., муз., худож. и культ.-просвет. уч-ща. В 1991/92 уч. г. созданы пед. колледжи (на базе 3 пед. училищ), выпускники к-рых получат возможность завершать пед. образование в вузах. Имеется ИПК пед. кадров (1991, осн. в 1952 как ИУУ). Для проф. ориентации старшеклассников на пед. профессии открыта респ. школа-интернат (2 года обучения). Дагучпедгиз издаёт ежегодно св. 130 назв. книг тиражом св. 1 млн. экз. Лит-ра выпускается на 11 языках. С 1990 издаётся газ. — «Учитель Дагестана», с 1980 — дет. журн. «Соколёнок» на аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском, лакском и табасаранском языках.

Лит.: Шк. образование в Дагестане, под ред. Г. Ш. Каймаразова, Махачкала, 1968; Омаров С. М., Первые годы строительства сов. школы в Дагестане, Махачкала, 1968; Каймаразов Г. Ш., Очерки истории культуры народов Дагестана, М., 1971; его ж е. Просвещение в дорев. Дагестане, Махачкала, 1989. X. Г. Магидов.

 

Просмотров: 922
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ШКОЛЫ
  • АРХИЕРЕЙСКИЕ ШКОЛЫ
  • Архиерейские школы
  • БИЗНЕС-ШКОЛЫ
  • БРАТСКИЕ ШКОЛЫ
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (пед.)
  • ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60—80-е гг.
  • ЕДИНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫМ МИНИМУМОМ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
  • ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД (в пед.)
  • Моделирование (в пед.)
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • ПЕД(И)
  • ПЕД- (PAED-), ПЕДО-
  • ПЕДИЯ, ПЕД(О)
  • ПЛОЩАДЬ КЛАССНЫХ КОМНАТ ДНЕВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В РАСЧЕТЕ НА ОДНОГО УЧАЩЕГОСЯ
  • Площадь классных комнат дневных общеобразовательных школ в расчете на одного учащегося
  • ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • СМЕННОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛ
  • Сменность работы школ
  • СОБОРНЫЕ ШКОЛЫ
  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ
  • ШКОЛЫ КОЛХОЗНОЙ МОЛОДЁЖИ (ШКМ)
  • ШКОЛЫ РАБОЧЕЙ МОЛОДЁЖИ (ШРМ)
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)
  • ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь