ЧЕРНЫШЁВ Василий Ильич

[29 12 1866(10 1 1867), с Алексино, ныне во Владимирской обл, - 21 5 1949, Ленинград], языковед, лексиколог, лексикограф, диалектолог, историк языка, методист, ч -к АН СССР. (1931). Окончил учительскую семинарию в г. Киржач (1886), был учителем сельских, уездных и гор уч-щ (1886—1912). В становлении его науч. интересов большую роль сыграл акад А А Шахматов Участвовал (с 1904). в работе по подготовке проекта упрощенного рус правописания (совм. с И А Бодуэном де Куртенэ, Ф Е Коршем, А И Соболевским, Ф Ф Фортунатовым).

Осн. труды в области рус. лексикологии и лексикографии, диалектологии, истории языка, ономастики, фольклора, языка рус писателей, культуры речи и стилистики, методики преподавания рус языка

В работе «Письма о старой и новой орфографии» (1904). обосновал необходимость реформы рус орфографии Кн. «Законы и правила рус произношения Звуки Формы Ударение Опыт руководства для учителей, чтецов и артистов» (1906). явилась одним из первых науч. пособий по рус орфоэпии В сб статей «В защиту живого слова» (1912). обобщил теоретич и метод приемы и принципы изучения в ср. школе живой рус речи, являющейся «необходимой основой понимания и сознательного употребления языка литературного»

Рукопись кн. «Правильность и чистота рус речи Опыт рус стилистич. грамматики» (1911). была удостоена премии им M И Михельсона Петерб АН В работе воплотился объективный подход к анализу языка писателей с учетом ист нормативно-стилистич. ретроспективы Книга оказала заметное влияние на развитие теории и практики культуры рус речи По огромному фактич материалу, извлеченному из произведений рус писателей и публицистов 19 - нач 20 вв, она не имеет себе равных, а в важнейших рекомендациях нормативного характера сохраняет актуальность и в наст. время

Составил уч пособия по рус яз и словесности для нач и ср. школы «Сборник статей для письменного и устного изложения» (1904), «Школьник Русская уч хрестоматия» (1907), «Азбука выразит чтения» (1910). и др, автор работ о пед. взглядах К Д Ушинского, А Н Радищева, H И Пирогова и др.

Изучал рус нар. говоры, разработал (1900). программу для собирания великорус говоров Ряд работ посвящен условно-проф. языкам рус портных, кожевников, офеней и др.

Исследовал язык и стиль M В Ломоносова, Д И Фонвизина, H M Карамзина, А С Пушкина, H В Гоголя, E А Баратынского, H А Некрасова, И С Никитина, А В Кольцова, И С Тургенева, Г И Успенского, В И Майкова и др. рус писателей

Участвовал в подготовке «Словаря рус языка» АН Я К Грота - А А Шахматова (1928—37). Заведовал (с 1938). словарным отделом Ин-та языка и мышления АН СССР, возглавлял работу по подготовке «Словаря совр. рус лит языка» АН в 17 тт (издан в 1948—65). Был гл. редактором 1-го и 2-го томов этого издания (Ленинская пр, 1970, посмертно).

Просмотров: 1295
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • "F80" Специфические расстройства развития речи и языка
  • "F80.8" Другие расстройства развития речи и языка
  • F80.9 Расстройства развития речи и языка неуточненные
  • Вариант языка (Разновидность языка)
  • ВАРИАНТ ЯЗЫКА (РАЗНОВИДНОСТЬ ЯЗЫКА)
  • Вариативность языка / речи
  • ВАРИАТИВНОСТЬ ЯЗЫКА / РЕЧИ
  • ВИТАЛЬНОСТЬ ЯЗЫКА (ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ЯЗЫКА)
  • ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
  • КАТЕХИЗИС, в Рус. правосл. церкви – катихизис
  • Когнитивная функция языка (Познавательная, гносеологическая функция языка)
  • КОНТАКТОУСТАНАВЛИВАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ЯЗЫКА (ФАТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ЯЗЫКА)
  • Контактоустанавливающая функция языка (Фатическая функция языка)
  • КРЕОЛИЗАЦИЯ ЯЗЫКА (НАТИВИЗАЦИЯ ЯЗЫКА)
  • Креолизация языка (Нативизация языка)
  • Нормирование языка (Нормализация языка)
  • НОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКА (НОРМАЛИЗАЦИЯ ЯЗЫКА)
  • Поэтическая функция языка (Эстетическая функция языка)
  • Правовой статус языка (Юридический статус языка)
  • Расширение функций языка (Функциональное развитие языка)
  • РИТОРИЧНОСТЬ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
  • Социальная вариативность языка / речи
  • СОЦИАЛЬНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ ЯЗЫКА/ РЕЧИ
  • Стиль языка
  • УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА (или СИСТЕМА)
  • Фактический статус языка (Действительный статус языка, Функциональный статус языка)
  • Этносимволические функции литературного языка (Символические функции языка)
  • Этносоциальные функции языка (Этнические функции языка)
  • ЯЗЫКА ФУНКЦИИ, или Употребление языка
  • ЯЗЫКА ФУНКЦИИ, или Употребления языка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь