Идеал

(от лат. идеалис - идеальный) - представление о совершенстве, которое, будучи высшей целью и образцом, определяет способ мышления и деятельности человека, общественного класса. Идеалы носят исторический характер и выступают важными факторами регуляции человеческой деятельности и поведения. Современный психоанализ в лице французской женщины-психоаналитика Мишель Бертран разрабатывает проблему возникновения идеалов следующим образом. Она пишет: "Социальные идеалы" - это идеалы, присущие таким верованиям, которые связаны не с восприятием реальности, а с ценностями и оценками, с определением хорошего и плохого, полезного и вредного, Добра и Зла.» В ряде случаев идеалы не осознаны. В том случае, когда между сущим и должным возникает разрыв, мы осознаём свои идеалы, мы полагаем идеал "как нечто должное" и подлежащее осуществлению. Некоторые идеалы могут хотя бы отчасти осуществиться, другие (счастье для всего человечества, общество, основанное на братстве и справедливости, в котором все люди свободны и равны) неосуществимы по определению. "Само существование подобных утопий ставит двоякую проблему: социолог должен задаться вопросом об условиях их возникновения в тот или иной период, в той или иной социальной группе, а психоаналитик - вопросом о том, какие психические механизмы порождают идеализацию желанных, но недоступных объектов. Чтобы понять власть социальных идеалов над людьми, необходимо исследовать формирование той психической инстанции, которую Фрейд называет "Идеал-Я" или, позже, - "Сверх-Я". Эта инстанция наблюдения за субъектом и постоянного сравнения между сущим и должным образуется, согласно Фрейду, в результате интериоризации родительской критики, а позже - требований общества. Моральное сознание не может быть врождённым". Бертран пишет, что поначалу ребёнок боится только утраты любви своих близких, он совершает дурные поступки, если может их скрыть, но постепенно внешний запрет замещается внутренним, ребёнок отождествляет себя с родительским Сверх-Я. Это происходит потому, что ребёнком движет любовь, первая форма любви - самоотождествление ребёнка с родителями. Отказавшись от запрещённых общественной моралью желаний, преодолев Эдипов комплекс (желание обладать любовью одного из родителей и убрать второго родителя как соперника) и связанную с ним агрессию, ребёнок обретает моральное сознание. "Моральное сознание - это помещённый внутрь взрослый, который продолжает наблюдать за ребёнком и указывать, как тому вести себя; ребёнок подчиняется ему из страха потерять любовь и самоуважение". (Сверх-Я - это моральный цензор, то, что в русском языке называется совестью. Функция Сверх-Я - функция надзирателя, который наказывает за аморальные поступки. В противоположность действию Сверх-Я, Идеал-Я воодушевляет на совершение моральных поступков.) Как социальные идеалы заменяют родительскую критику? "Идеал-Я "социализирует" ребёнка по меньшей мере на трёх уровнях. Во-первых, в родительских требованиях заключены социальные ценности: ребёнку желают удачной служебной карьеры, преуспеяния, славы. Во-вторых, Идеал-Я не допускает непосредственного удовлетворения сексуальных влечений, по природе своей - асоциальных. (Как известно, все влюблённые - одни в целом мире.) Наконец, Идеал-Я подавляет враждебные влечения, направленные на разрушение." М.Бертран цитирует Фрейда: "Сверх-Я ребёнка формируется не по образу родителей, но скорее по образу их Сверх-Я: оно наполняется тем же самым содержанием, становится представителем традиции, источником всех ценностных суждений, которые сохраняются при смене поколений". "Механизмы отождествления порождают социальную связь - покуда эти идеалы разделяются другими членами общества", - пишет М.Бертран. Она продолжает: "Если человек в нужный момент не чувствовал себя любимим, то есть не был идеалом для себя самого, он не может обойтись без такой идеализации, при которой идеал выносится вовне как нечто недостижимое". По мнению Бертран, сходную позицию по поводу возникновения недостижимых идеалов занимают Карл Маркс и Макс Вебер. "Для Маркса бедствие, нужда - главное условие религиозной веры. Вебер в качестве возникновения мессианских идеалов показывает ситуацию, при которой "насущная потребность в признании собственного достоинства не удовлетворяется". Тогда где-то в зазоре между желаемым и действительным рождается мечта о других временах и пространствах, где возможно обретение собственного достоинства, и тогда возникает надежда на "будущую жизнь или спасение". "Свойственный идеализации разрыв между субъектом и (идеализированным) объектом, который порождает надежду и веру в их будущее воссоединение, - это фактически внутренний разрыв, саморасщеплённость субъекта, и представление о всеобщем примирении есть не что иное, как социальный образ внутреннего единства", - обосновывает М.Бертран психологическую потребность человека в идеализации. Самовлюблённые люди в идеализации не нуждаются.  

Просмотров: 952
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Словарь по педагогической антропологии, 2006 г.




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  • «СВЕРХ-Я»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Автор как переводчик себя
  • ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА
  • ИДЕАЛ СОЦИАЛЬНЫЙ
  • ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУКИ
  • ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • Идеалы науки
  • Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СВЕРХ Я
  • СВЕРХ Я
  • Сверх-
  • СВЕРХ-ОНО
  • СВЕРХ-Я
  • СВЕРХ-Я
  • Сверх-Я
  • СВЕРХ-Я (Супер-Эго, Идеальное-Я, Идеал-Я, Я-Идеал)
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ КАК ВЕЩИ
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Техника «это еще не все»
  • Убеждение, как форма деятельности
  • Фрейм -«как если бы»
  • ЭКСКУРС В ПРОБЛЕМУ: КАК ВОЗМОЖНО ОБЩЕСТВО?
  • ЭТО НЕ ВСЕ МЕТОДИКА
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь