ЭТИКЕТНЫЙ ДИАЛОГ

представляет из себя диалогическое единство, которое обычно состоит из реплики-стимула («пароля») и реплики-реакции («отзыва»). Например: — Здравствуйте, Иван Степанович!(пароль) — Рад вас видеть (отзыв) — реплика-реакция. По значению этикетные диалоги можно разделить на несколько групп. Так, Н.Д. Арутюнова и Н.И. Формановская выделили: — диалоги социального контактирования (извинение, благо дарность, поздравление); — побудительные речевые акты (просьба, совет, предложения,команды, приказ, требования); — ответные (реактивные) речевые акты: согласие, несогласие, отказ, разрешение. Э. д. необходимо отличать от так называемого свободного диалога. Средством различия является наличие грамматических согласований в тексте. Например: 1) У вас есть часы?Нет (у меня часов).Да (у меня есть часы). 2) У вас есть часы? Без пяти минут двенадцать. Первый диалог является примером грамматического согласования текста. Перед нами вопрос и ответ, т. е. свободный диалог. Второй диалог этикетный, так как в основе его лежит такой речевой акт, как просьба. Э. д. социален по своей природе. Он отражает социальные роли говорящих: постоянные и переменные, симметричные и асимметричные. Для составления Э. д. актуальны и такие моменты, как: — выбор уместных языковых средств (при взаимодействии партнеров общения); — учет обстановки общения и характера взаимоотношений общающихся, а также закономерности построения диалогическогоединства (имеется в виду вертикальный и горизонтальный разворот реплик диалогов). В речи говорящих Э. д. принимает характер таких жанров, как извинение, благодарность, просьба,, одобрение, похвала, совет, предложение и др. Лит.: Арутюнова Н.Д. Истоки, проблемы и категории прагматики // Новое в зарубежной лингвистике. — М., 1985; Арутюнова Н.Д. Некоторые типы диалогических реакций и «почему» — реплики в русском языке // ФН. — 1970. — № 3; Леонтьев А.А. Психологические единицы и порождение речевого высказывания. — М., 1976; Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989; Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1984. А. С. Киселева

Просмотров: 5005
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Педагогическое речеведение. Словарь-справочник, Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков, 1998 г.




Другие новости по теме:

  • Автор как переводчик себя
  • ВАС ФЕРРЕЙРА
  • Воздержаться от замечаний, от своей реплики
  • Группа как субъект общения
  • Диалог в межкультурной коммуникации: гармонизация диалога в структуре «автор-адресат»
  • Диалог в пространстве и времени общения
  • Диалог как духовное общение: концепция Т. А. Флоренской
  • Дифференциальные эмоции как затрудняющий фактор общения
  • Единство мышления и речи, общения и познания
  • Игра как форма общения
  • Игрушка как средство общения
  • ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ, ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  • Кинезитерапия как средство терапевтического общения
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Мобильный телефон как средство общения
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Педагогическое общение : диалог и его виды
  • Перевод как речевой акт
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Расставание как феномен общения
  • Рефлексия как механизм общения
  • РЕЧЕВОЙ АКТ (РЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ, РЕЧЕВОЙ ПОСТУПОК)
  • РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
  • Речевой этикет
  • Речевой этикет
  • РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
  • Речевой этикет
  • РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
  • Социальные реплики



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь