— направление в педагогической теории в западноевропейских странах и США. Возникло в 60-х гг. 20 в. в русле молодёжного движения на базе антитехнократических умонастроений и как результат разочарования в эффективности традиционных педагогических систем. Теоретики С.-к.п. - К. Молленхауэр, П. Рёдер, И. Дамер, Х.Й. Гамм (ФРГ), И. Иллич (США), Э. Раймер (Великобритания) и другие выступили против устаревшей авторитарной структуры государственной школы, её консервативной педагогической практики. Как целостная концепция С.-к.п. сложилась гл.о. в немецкоязычных странах, где была предложена модель демократической ("критической", "свободной", "гуманной") общеобразовательной школы, гл. целью которой провозглашалась самореализация личности. Значительное влияние на ориентиры С.-к.п. оказали идеи свободного воспитания. В основе С.-к.п. - познание как "истинный регулятор поведения человека, направленный на изменение общественной действительности". Функцию педагогики представители С.-к.п. усматривали в "перманентной критике" общества и его авторитарных структур; педагогика должна давать лишь теоретический анализ возможностей различных моделей воспитания как "воспроизведения потенциала общественных изменений в молодом поколении" (Молленхауэр). Значительное влияние получили и идеи "новых левых".
Наиболее радикальные представители С.-к.п. призывали к замене традиционной школы сетью общественных институтов, построенных на принципах неформального общения детей в различных видах деятельности (см.Дескулизация) и др. Попытка реализации этих идей с конца 60-х гг. была предпринята некоторой частью радикально настроенного студенчества и интеллигенции, организовавших семьи-коммуны как альтернативу нуклеарной семье.
К середине 80-х гг. популярность и влияние С.-к.п. снизилось, отдельные её идеи стали использоваться в практике альтернативных школ.
См. также Дескулизация
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.