СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

— отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Первоначально социально-психологические взгляды выражались в рамках различных философских концепций, а также внутри конкретных наук, прежде всего психологии и социологии, антропологии, этнографии, криминологии, языкознания, педагогики. Лишь ко 2-й половине 19 в. относятся первые попытки создания самостоятельных социально-психологических концепций: "психология народов" (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт), "психология масс" (С. Сигеле, Г. Лебон), теория "инстинктов социального поведения" (У. Мак-Дугалл). Началом существования С.п. как особой дисциплины считается 1908, когда одновременно появились работы английского психолога У. Мак-Дугалла и американского социолога Э. Росса, в названиях которых присутствовал термин "С.п.". Т.о., С.п. присущ двойственный статус, пограничное положение между системами психологических и социологических знаний. Начало развития отечественной С.п. как самостоятельной дисциплины относится к концу 50-х - началу 60-х гг. С.п. включает в себя следующие осн. разделы: закономерности общения и взаимодействия людей, С.п. групп, С.п. личности, прикладные области. В рамках С.п. исследуются три стороны общения: коммуникативная (общение как способ обмена информацией), интерактивная (общение как организация совместной деятельности), перцептивная (общение как взаимопознание людьми друг друга). Исследование этих процессов важно в реальных социальных группах, трудовых коллективах, школьных классах, спортивных командах и т.д., т.к. позволяет, воздействуя на эти процессы, оптимизировать совместную деятельность. Чтобы конкретизировать знания об общих закономерностях общения, необходимо проанализировать психологические характеристики тех реальных социальных групп, в которых оно развёртывается, как "больших" (наций, этносов и пр.), так и "малых" (трудовые, учебные, спортивные коллективы, а также семьи). Важный компонент этого раздела - психология коллектива. Изучение психологических характеристик групп позволяет перейти к анализу социально-психологических проблем личности. Задача С.п. - изучение того, каким образом и в каких конкретных группах личность усваивает социальные влияния, и, с другой стороны, в каких группах она реализует свою социальную сущность (через какие виды совместной деятельности). При таком подходе особое значение приобретают такие проблемы, как социализация, формирование и смена социальных установок и др. Особое значение прикладные социально-психологические исследования имеют в области воспитания. Знание закономерностей организации общения учащихся как между собой, так и с учителем способствует сплочению коллектива класса. Необходимо также знание законов образования коллектива, формирования социальных установок школьников, подготавливающих их активную социальную позицию. Все эти вопросы должны решаться специальной "социально-психологической службой" в системе воспитания, которая ещё находится в процессе становления.

Просмотров: 738
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • Второе значение образования как результата
  • Группа как субъект общения
  • Дифференциальные эмоции как затрудняющий фактор общения
  • Знание как деятельность
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • Игра как форма общения
  • Игрушка как средство общения
  • ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ, ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  • ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  • Кинезитерапия как средство терапевтического общения
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • Коммуникация как общение: перспективы исследования
  • Мобильный телефон как средство общения
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Общение как лечебный фактор
  • Общение как процесс
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Расставание как феномен общения
  • Рефлексия как механизм общения
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Танец как невербальное общение
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • Теория социальных групп
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Убеждение, как форма деятельности
  • ФЕНОМЕНЫ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь