РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. Принципы православного образования

— Христианская образовательная традиция глубоко пронизана педагогическим началом. Новый Завет, творения отцов Церкви, богатейшее духовное наследие христианских мыслителей полны глубочайшей мудрости, относящейся к образованию, воспитанию и обучению человека. Официальное признание государственными властями (конец 80-х гг.) подлинной роли Православной Церкви в жизни рос. общества сделало возможным распространение её образовательной деятельности и публикацию педагогических трудов православных мыслителей. Важное значение имеет ознакомление с важнейшими принципами православного образования (в текст без ссылок на публикацию включены цитаты из выступлений в 90-е гг. Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II). "Образование - это главная задача Церкви. Ведь само это слово происходит от слова "образ". Образовать человека означает не просто передать ему некую сумму знаний, но и выявить в нём определённый образ. Христианский взгляд на человека видит в нём образ Божий". Внимание к человеку и его душе как отличительная особенность христианства не сводится к нравственному предписанию или императиву, но органически проистекает из самой сути христианского учения. Человек сотворён по образу и подобию Божьему (Быт. 1:26), все люди - братья, поскольку восходят к единому предку Адаму; последствия грехопадения как утраты Богоподобия, отпадения человека от Бога распространяются на всех без исключения, но и ко всем без исключения обращён искупительный крестный подвиг Христов: "Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал. 3:28). Христос - не просто посредник, но истинный Бог и истинный человек, совершивший невозможное и невместимое до конца в человеческий разум, преодолевший смерть и вражду, рознь мира сего, раскол посюстороннего и потустороннего, ибо "Бог есть любовь" (1 Ин. 4:8). Образование, которое даёт Церковь, - всегда приведение ко Христу, освящение образом Его всей человеческой жизни, сложение души человека по образу Его, который на все времена начертан в Священном Писании и Церковном Предании. "Церковь Божия свидетельствует миру о вечном, но сама существует в изменяющемся мире. Однако как бы ни менялся мир, основные существеннейшие начала православного учения и православного образования остаются незыблемыми". В центре православного образования Христос. Именно во Христе впервые раскрылась и ожила неповреждённая богоподобная человеческая личность. Искупление Им человеческих грехов открыло людям путь к святости, путь к обожению. "Личная встреча с уникальной и неповторимой личностью Богочеловека переменила ход всей мировой истории. Меняет эта встреча и каждую отдельную человеческую жизнь, придаёт ей подлинный смысл и наполнение". Как отличительную черту православного образования Церковь рассматривает его личностный характер, встречу личности преподавателя с личностью ученика. Образцом служат отношения Христа с его учениками. Последователей своих Господь называл учениками и весь мир покорил не силою власти и принуждения, но силою учения, предлагавшегося с кротостью и любовью. Так учили в монастырях, на протяжении мн. столетий бывших центрами православного образования. Из личностного характера обучения естественно вытекает духовная конкретность каждого слова. Проповедь Христа обращена к уникальному и неповторимому, к высшему в человеке - образу Божию в нём. Вот где корни метода образования, исторически утвердившегося в православной школе на Руси. Обезличивание, деперсонализация образования развились на Руси с 18 в. на общем фоне утверждения этатистских концепций и "штандартов". В советской образовательной системе с 30-40-х гг. стали сильны антиличностные тенденции, стремление расчеловечить, превратить человека в послушный винтик тоталитарного механизма. Иные современные, но непричастные жизни рассуждения об общечеловеческих гуманистических ценностях не могут скрыть очевидного факта, что и теперь в ученике и студенте нередко видят бездушную информационную машину, в которую закладывается сумма каких-то знаний без ясного понимания целей и задач образовательного процесса и даже с пренебрежением к душе человеческой. Для православного образования всегда было безусловным приоритетом опережение рационально-информационного обучения морально-нравственным. Необходимо личное вхождение человека в Церковь, его подлинное воцерковление по мере духовного возрастания. Человеку предоставлена Богом свобода воли, но хорошо, если он не задерживается на периферии собственного бытия - у ограды храма. "Научение жизни в Боге и в жизни по совести и есть то, что происходит в человеке при его вхождении в Церковь". Важнейший принцип православного образования - нравственное начало - следование заповедям Христа. Их сущность кратко изложил сам Господь: ""Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим": сия есть первая и наибольшая заповедь, вторая же подобная ей: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф. 22, 37-40). Детей надо учить делам любви. Сызмальства их следует приучать думать и заботиться о других. Обретение цельности человека не может не быть обретением духовной свободы, Божественной энергии, сосредоточенной в этой свободе. Подлинная свобода человека только в открытости его своей собственной глубине, в освобождении от власти греха. Христианская педагогика немыслима без пробуждения глубоко заложенного в человеке чувства греха. Необходимо с детства воспитывать в человеке способность к противлению злу и в первую очередь гнездящемуся в нашем "Я". Обретение цельности человека, его свободы невозможно без очищения души, горницы, где должен обитать Бог. Православный человек всегда видел в вере своей ту жемчужину, для приобретения которой благоразумный муж должен был распродать всё своё состояние. "Ибо Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе" (Рим. 4,17). От понимания жизни как подвига проистекает нравственный аскетизм Православия. Всё содержание православных молитв и обрядов предполагает восхождение от силы в силу. Однако никогда православная жизнь не была мрачной и угрюмой. Только в "нерушимом мире совести, в неукоснительной чистоте души и сердца" человек способен обрести совершенство, образ и подобие Божие, по которым он сотворён. "Там, где нет мира в душе, владычествуют разделения, приходят в разорение дома, развращаются нравы и гибнут целые государства". Совершенство человека и мир душевный раскрываются в пробуждении в нём творческой силы. Православный подход к познанию мира обусловлен не примитивным и греховным любопытством, не дерзостным стремлением вырвать у природы её тайны, а естественным желанием жить и творить в гармоническом равновесии с нею. Особую важность имеют принципы православного образования для России. Во всей российской истории именно православие оставалось нравственной основой воспитания и образования. С точки зрения Православной Церкви, одной из задач стало преодоление разрыва двух культур, духовной и светской, единство которых было насильно прервано. "Необходимо просвещение светом истины Христовой и воспитание церковного народа, а также людей, стоящих вне ограды Церкви, но взыскующих правды жизни". См. также Заповедь любви

Просмотров: 1371
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • Аналитик без медицинского образования
  • В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести
  • Внешняя цель образования как государственно-общественного института
  • Второе значение образования как результата
  • Гоббс: человек, его сущность и общество
  • Демокрит о человеке, его жизни и ценностях
  • Здоровый образ жизни человека
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ
  • Основные события в жизни человека
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • Продолжительность жизни человека
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
  • Самоубийство как образ жизни
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ (человека)
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • Смысл жизни человека
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Стадии жизни человека
  • ТЯЖЕЛЫЕ ПЕРИОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • Цель жизни Человека
  • Человек и его сущность. Государственное правление по Локку
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь