РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (от лат. REALIS - действительный, вещественный)

— тип общего образования, в основу которого положено усвоение учащимися практически полезных знаний. В отличие от классического образования, Р.о. не предусматривало обязательного преподавания древних языков, гл. место отводилось предметам естественно-математического цикла, изучались новые языки, специальные дисциплины. Реальные учебные заведения стали распространяться в начале 18 в., гл.о. в России и Германии. Одними из первых реальных учебных заведений были Навигацкая школа (Москва, 1701) и Математическая и механическая реальная школа (Германия, 1706; основатель этой школы Х. Землер и предложил название "Realschule" - реальная школа). В России принципы Р.о. были заложены в эпоху реформ Петра I. Официальное оформление система Р.о. получила по положению МНП 1839: для преподавания технических наук при средних учебных заведениях открывались реальные классы, в которые допускались не только ученики, но и слушатели "промышленного знания". Важным этапом в развитии Р.о. стала школьная реформа 1864, в ходе которой наряду с классическими и гуманитарными гимназиями были учреждены 7-классные реальные гимназии (без древних языков) с общеобразовательным курсом, ориентированным на последующее обучение в отраслевых вузах. Школьный устав 1864 вызвал широкую общественную полемику о целях и методах гимназического образования. Мн. сторонники Р.о., рассматривая его как общеобразовательное, критиковали узкопрактический подход к содержанию учебного курса. В ходе полемики опровергалось представление о необходимости изучения древних языков как универсальной основы общечеловеческой культуры. Практика реальных гимназий 60-х гг. 19 в. показала, что уровень преподавания в них не соответствовал потребностям подготовки учащихся к высшим учебным заведениям, они не давали и полноценного профессионального образования. В результате школьной реформы 1871-72, направленной на усиление классического направления в общем среднем образовании, реальные гимназии были преобразованы в реальные училища, программы которых переориентировались с учётом интересов торговли и промышленности. Предусматривалось параллельное преподавание общеобразовательных и специальных дисциплин. Был также учреждён дополнительный класс для подготовки учащихся к поступлению в высшие учебные заведения. В конце 80-х - начале 90-х гг. вновь остро встала проблема развития Р.о. В 1888 были изменены учебные планы реальных училищ, которые стали давать общее образование. Однако с целью сократить поступление "реалистов" в вузы МНП ограничило право перехода учащихся в дополнительный класс и предписало направлять выпускников на государственную службу. На 2-м съезде по техническому и профессиональному образованию (1895-96) состояние Р.о. было признано неудовлетворительным, предлагалось пересмотреть программы реальных училищ, выдавать аттестаты только по окончании дополнительного класса, открыть выпускникам более свободный доступ к высшему образованию. Распространению Р.о. содействовали также создававшиеся в середине 90-х гг. коммерческие училища. В 1913 в России было 276 реальных учебных заведений (ок. 17 тыс. учащихся, 1/3 всех учащихся мужских средних учебных заведений). После 1917 реальные училища как тип учебного заведения были ликвидированы. С 1990 в Рос. Федерации наряду с гуманитарными средними учебными заведениями создаются гимназии и лицеи технического направления с изучением общеобразовательных дисциплин по определённому профилю. См. также Гимназии

Просмотров: 1355
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • АБСТРАКЦИИ РЕАЛЬНЫЕ
  • Выпуск из учебных заведений
  • ВЫПУСК ИЗ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
  • Выпуск специалистов из высших и средних специальных учебных заведений в расчете на 10 тысяч населения
  • ВЫПУСК СПЕЦИАЛИСТОВ ИЗ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ в расчете на 10 тысяч населения
  • ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ Министерства образования Рос. Федерации (ВАК России)
  • ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
  • ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (ВУЗы)
  • ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (пед.)
  • МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ (МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ)
  • Обеспеченность студентов средних специальных и высших учебных заведений сетью общественного питания
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СЕТЬЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
  • Педагогические курсы ведомства военно-учебных заведений
  • ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ОТДЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ
  • РАБОТНИКИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
  • РЕАЛЬНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ
  • Реальные доходы
  • РЕАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ
  • Реальные мировые процессы
  • Реальные объекты
  • РЕАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
  • СПРАВОЧНИК УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
  • Страхи реальные
  • Учебные заведения для взрослых
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • Характеристики индивидуальных учебных достижений выпускников, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации
  • ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ВЫПУСКНИКОВ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОЦЕНКЕ В ХОДЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
  • ЧИСЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
  • Численность студентов высших и средних специальных учебных заведений



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь