МОРАЛЬ

(лат. moralis - относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; от mos, множественное число morеs - традиции, обычаи, нравы, поведение) — общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной счастливой жизни; предмет изучения этики. В ряде европейских языков наряду с термином "М." имеются собственные обозначения, например, в русском языке - нравственность. М. представляет собой единство двух характеристик. Во-первых, она выражает потребность и способность людей объединяться и жить мирной совместной жизнью по законам, обязательным для всех. Взаимоотношения людей всегда предметны и предметно многообразны. М. есть то, что остаётся в человеческих отношениях после исключения всего конкретного и предметно обусловленного содержания - их общественная форма. Во-вторых, М. основывается на автономии человеческого духа. Утверждение всеобщего братства М. связывает со свободным выбором личности и её самоутверждением. Возвышение человека до уровня рода оказывается вместе с тем его самоопределением. Т.о., М. - это сознание обязанности (в широком смысле) человека перед другими людьми. Сущность М., связанная с идеями всечеловечности и личности, воплощена в одной из самых древних моральных заповедей, получившей название золотого правила нравственности: "поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". М. не является последней высшей духовной реальностью в жизни человека. Высшая цель человеческой деятельности, названная в древней философии высшим благом, осмысливалась в истории культуры как всемирный разум, единый бог, личное счастье и др. По отношению к высшему благу М. выступает связующим звеном между ним и живыми, грешными людьми, но её, конечно, нельзя относить только к средствам достижения высшей цели, т.к. М. непосредственно входит в содержание высшего блага. Так, например, принято считать, что М. приближает человека к богу, вместе с тем она рассматривается и как порождение бога; добродетель ведёт человека к счастью, но и само счастье не мыслимо без неё. Добродетель есть и путь к счастью, и существенный элемент счастья. По отношению к человеку М. является целью, перспективой самосовершенствования и требованием. Её содержание выражается в форме норм и оценок, которые имеют всеобщий, обязательный для всех людей характер, претендуют на абсолютность (направляют сознание и регулируют поведение человека во всех сферах жизни). Моральные принципы поддерживают (или наоборот, требуют изменить) определённые устои, строй жизни. М. относится к осн. типам нормативной регуляции действий человека (таких, как право, обычаи, традиции и др.), но имеет значительные отличия от них. Например, в праве предписания формулируются и претворяются в жизнь специальными учреждениями, нравственные требования складываются в стихии человеческого общежития. Нормы М. воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, влияний и оценок общественного мнения, воспитываемых в человеке убеждений. Моральные оценки опираются на духовные санкции и авторитеты (угрызения совести, красота нравственного поступка, сила личного примера и пр.). Исторически сложились системы М. (например, конфуцианская, христианская, аристократическая, мещанская и пр.), имеющие мировоззренческую определённость. М. отражает потребности человека и общества, основанные на обобщении опыта многих поколений, а не ограниченные частными обстоятельствами и интересами. Она содержит гуманистическую перспективу развития человечества, определяет критерии оценки человеческих целей и средства их достижения. Нормы М. получают идейное выражение в общих зафиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать в различных ситуациях. Наряду с золотым правилом сложились общегуманистические принципы: "не убий", "не лги", "не кради". В М. оцениваются не только поступки людей, но их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим особую роль приобретает формирование в каж-дом человеке способности относительно самостоятельно определять свою линию поведения без внешнего контроля, опираясь на такие этические категории, как совесть, чувство личного достоинства, честь и др. Осн. категории М.: добро (в противоположность злу), долг и совесть. Добро выражает нацеленность М. на идеал человечности, долг - её императивный характер, а совесть - интимно-личностную природу. Проблема сущности и специфики М. - одна из центральных в этической науке. Осмысление М. органически входит в процесс определения человеком собственной моральной позиции. — совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, его институтам и друг другу. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. ) См. также Оценка моральная

Просмотров: 843
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • Дом-пансионат для пожилых людей и инвалидов
  • Здоровый образ жизни человека
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • Качество жизни пожилых людей
  • КОМПЛИМЕНТАРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • КОНТРОЛЬ - ОЦЕНКА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ
  • Недостаточность питания и поведение человека
  • Недостаточность питания и поведение человека
  • НЕУДАЧИ ЧЕЛОВЕКА В КОНКУРЕНЦИИ С ЛЮДЬМИ
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Основные события в жизни человека
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Поведение человека
  • ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • Продолжительность жизни человека
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ (человека)
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • Смысл жизни человека
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Специальный жилой дом для пожилых людей
  • Стадии жизни человека
  • Страхи людей на разных этапах жизни
  • ТЯЖЕЛЫЕ ПЕРИОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • Цель жизни Человека
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь