ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич

(1875-1933) — советский государственный деятель, писатель и критик, искусствовед, академик АН СССР (1930). В 1917 избран в состав Петроградской думы, ведал вопросами народного образования. При участии Л. началось обсуждение и подготовка школьной реформы. После Октябрьской революции нарком просвещения РСФСР (1917- 1929). С 1929 председатель Учёного комитета при ЦИК СССР. В 1933 назначен полпредом в Испанию. Вместе с Н.К. Крупской, М.Н. Покровским и другими разрабатывал важнейшие теоретические проблемы народного образования, общую стратегию советской школы. Л. опирался на "философию трудовой школы" - концепцию, охватывающую весь комплекс проблем созидания новой культуры. Однако идея формирования в недалёком будущем "нового человека" по своей сути была утопичной и сделала практически невозможной реализацию выдвинутых образовательных проектов. Школа, по Л., - инструмент, с помощью которого общество по собственному образу и подобию производит "согражданина". Л. полагал, что дореволюционная школа в России полностью себя изжила и выдвигал в качестве первоочередных задач проведение "внешних" (буржуазных) реформ. Выступал за использование и развитие прогрессивного опыта (в первую очередь американского и швейцарского) в России. Л. - один из авторов первых директив советской власти по организации народного образования, провозгласивших курс на ликвидацию неграмотности и создание единой светской общедоступной школы. Одним из направлений деятельности Л. на посту наркома стала политехнизация образования, которая понималась им как триединая программа. Предусматривалось изучение истории культуры как поступательного освоения природы человеком, что обусловило введение комплексных программ, ориентированных на тесную связь с жизнью, реальным трудом. Обучение предполагало приобщение детей и подростков к общественно полезному труду. Сельская школа должна была стать аграрно-просветительным органом для детей и взрослых. При введении начального и среднего профессионального образования в 1919, интенсивном развитии школ крестьянской молодёжи и ФЗУ после 1921 Л. считал необходимым сохранение некоторой обязательной базовой общеобразовательной подготовки, которая в дальнейшем будет постоянно расширяться и углубляться. Он отстаивал возможность различных вариантов школ, дифференциации и индивидуализации обучения. С развёртыванием НЭПа Л. связывал организацию опытно-показательных учебных заведений (см.Опытно-показательные учреждения Наркомпроса). В качестве непременного условия реализации образовательной программы Л. выдвигал продуманную воспитательную политику государства, которое, по его мнению, может быть "культурным", только если оно является "глубоко педагогическим". Решающую роль в осуществлении этой политики отводил школьному учителю. Однако демократическая программа политехнической школы, значительно опережавшая реальные возможности формирующейся системы народного образования, идейно-нравственные убеждения Л. вступили в противоречие с утвердившимися в конце 20-х гг. авторитарно-бюрократическим режимом и "сталинской моралью". Выступления Л. и Крупской против отмирания школы теории, против исключения детей "лишенцев" из учебных заведений и по мн. другим вопросам обусловили снижение их политической роли. В результате Л. был вынужден подать в отставку.

Просмотров: 558
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • Государственные стандарты общего образования детей с ограниченными возмбжностями здоровья или специальный образовательный стандарт
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО (среднего) ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • государственный образовательный стандарт высшего (среднего) ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Деятельность учреждения дополнительного образования детей
  • КЛАССИФИКАТОР НАПРАВЛЕНИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Классификатор специальностей среднего профессионального образования
  • Классификатор специальностей среднего профессионального образования
  • Классификация программ дополнительного образования детей
  • МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР
  • МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ (МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ)
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Образовательная программа в учреждении дополнительного образования детей
  • Образовательное учреждение дополнительного образования детей
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ОПЫТНО-ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Наркомпроса РСФСР
  • ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • СОСТАВ КОНТИНГЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ.
  • СТАЖИРОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Структура среднего профессионального образования
  • Структура среднего профессионального образования
  • Управление образовательным учреждением дополнительного образования детей
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь