КИБЕРНЕТИКА И ПЕДАГОГИКА

— Кибернетика - наука об управлении сложными динамическими системами, способными воспринимать, хранить и перерабатывать информацию и использовать её для управления. Процессы и системы, изучаемые кибернетикой, имеют ряд черт, присущих также деятельности и поведению человека. В частности, обучение и воспитание могут рассматриваться как регулирование развития личности учащихся путём целенаправленного управления их деятельностью и поведением. В кибернетике различают 2 типа управления. При цикличном управлении управляющая система получает сведения о ходе процесса и может оказывать воздействие на его течение, т.е. осуществляется обратная связь и коррекция. При разомкнутом управлении обратная связь и коррекция отсутствуют. Эффективность процесса обучения, имеющего вероятностный характер, обеспечивается лишь цикличным управлением. Оно предполагает разработку 2 видов программ - основных и корректирующих. Первая разрабатывается до начала функционирования системы управления; вторая - как до начала процесса управления, так и по ходу его. Цель управления всегда состоит в изменении наличного состояния выбранного объекта, в доведении его до заранее намеченного уровня (или сохранении его в заданном состоянии). Определение исходного состояния управляемого объекта предполагает диагностику уже достигнутого учащимися уровня. В качестве основных переходных состояний объектов, характерных для учебно-воспитательного процесса, выступают этапы усвоения. Осн. программа должна обеспечить последовательное прохождение каждым учащимся всех этих этапов. Для обеспечения систематической обратной связи в обучении необходимо определить её содержание, т.е. установить систему характеристик контроля за ходом усвоения. Чем чаще осуществляется контроль, тем выше эффективность управления. Информация о ходе процесса усвоения должна поступать не только к учителю (управляющая система), но и к учащимся (управляемая система). В связи с этим различают внешнюю (информация идёт к учителю) и внутреннюю (информация идёт к ученику) обратную связь. Внутренняя обратная связь может обеспечиваться как учителем (или заменяющими его техническими средствами), так и учеником (в виде самоконтроля). По мере продвижения ученика по этапам усвоения контроль учителя заменяется самоконтролем. С помощью контроля реализуется также мотивация познавательной деятельности и закрепление знаний и умений у учащихся. Согласно положениям кибернетики, регулирование процесса усвоения может осуществляться реагированием на ожидаемые изменения, наступившие изменения, ошибки. В практике обучения чаще всего используется реакция на ошибки и обратная связь осуществляется лишь по одному параметру - правильности конечного ответа. Поскольку в педагогике и психологии существуют разные представления о природе и этапах процесса усвоения, выбор регулирующего воздействия зависит от теории, взятой за основу при составлении программы. Идеи кибернетики проникли в педагогику в 60-е гг. в связи с возникновением программированного обучения, цель которого оптимизация управления процессом учения. Анализ кибернетических требований к управлению даёт возможность выделить нерешённые педагогические (как и психологические) проблемы, связанные с управлением процессами обучения и воспитания. Учебно-воспитательный процесс - сложный и специфический вид управления - является предметом кибернетических исследований, корректное проведение которых предполагает опору на психологические и педагогические теории обучения и воспитания. Корректное использование достижений кибернетики важно в связи с осуществлением компьютеризации обучения.

Просмотров: 2063
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • Автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
  • АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
  • АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
  • АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
  • Автоматизированная система управления (АСУ)
  • Активизация процесса обучения
  • Активизация процесса обучения
  • ВНУТРИШКОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМА
  • ДИРЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, КОМАНДНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
  • ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
  • КОНЦЕПЦИЯ ОПТИМИЗИРОВАННОГО ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ
  • ЛИНЕЙНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
  • Материально-техническая база обучения военнослужащих (учебная материально-техническая база (УМТБ) подготовки органов управления и войск)
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Обратная связь по результатам деятельности
  • ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ
  • ОПИСАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ
  • Оптимизация учебно-воспитательного процесса
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
  • ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ
  • Психический материал процесса обучения
  • ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
  • СВЯЗЬ ОБУЧЕНИЯ И ТРУДА, СВЯЗЬ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
  • Система управления базами данных
  • СТАНДАРТ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
  • УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА (или СИСТЕМА)
  • Этапы процесса обучения
  • Этапы процесса обучения
  • ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
  • Эффективность процесса обучения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь