Гилфорд (Guilford) Джой Пол


Гилфорд (Guilford) Джой Пол
(7.3.1897, Аврора, шт. Небраска - 1987, Лос-Анджелес, Калифорния) - американский психолог.
Биография. Образование получил в университете штата Небраска (1918-1924, бакалавр гуманитарных наук, 1922; магистр, 1924), в Корнельском университете (1924-1926, доктор философии, 1927), позже - снова в Небраске (доктор права, 1952) и в университете Южной Калифорнии (доктор социологии, 1962). С 1920 г. по 1924 г. работал в качестве ассистента преподавателя в университете Небраски, с 1924 г. по 1926 г. - в Корнельском университете, с 1926 г. по 1927 г. он - преподаватель психологии в университете Иллинойса, с 1927 г. по 1928 г. - ассистент профессора психологии в университете Канзаса, с 1928 г. по 1940 г. - ассоциированный профессор университета Небраски, параллельно - директор Отдела образовательных исследований (1938-1940), с 1940 г. по 1967 г. - профессор психологии университета Южной Калифорнии.
Исследования. Гилфорд начал свою научную деятельность с составления опросника на различение экстравертов и интровертов. Всемирную известность ему принесли исследования, в которых он, на основе использования тестов и факторного анализа, предпринял попытку математического построения модели творческой личности. Эта модель широко использовалась в дальнейшем для определения творческих способностей в американской науке и промышленности. В результате своих двадцатилетних исследований Гилфорд пришел к построению кубической модели структуры интеллекта, в которой было представлено три измерения: операции, содержание, результаты. Особый интерес в его исследованиях вызвали методики исследования дивергентного мышления, которые были ориентированы на задачи, не имеющие строго алгоритма решения и решаемые разными путями. В частности был создан "Тест университета штата Юж. Калифорнии", в котором определялись такие признаки дивергентного мышления как легкость, гибкость и точность. Гилфорд трактовал личность как простое сочетание определенных индивидуально-специфических черт. В соответствии с этим разработал тест "Обзор темпераментов", позволяющий диагностировать: общую активность, самообладание, властность, общительность, эмоциональную устойчивость, объективность, дружелюбие, вдумчивость, личностные отношения, мужественность (Fourteen dimensions of temperament // Psychological Monogr. 1956, 70 (совм. с Zimmerman W.S.)). В результате факторно-аналитического исследования (Personality. N.Y., 1959), первого в области изучения личности, пришел к достаточности выделения следующих мотивационных факторов: организмические потребности (голод, секс, потребность в движении), потребность в определенных параметрах среды (комфорт, чистота), потребности, связанные с работой (честолюбие, упорство), потребности, связанные с социальным положением (свобода, честность), социальные потребности, общие интересы (потребность в риске, в развлечениях). Первый стал исследовать особенности связи личностных признаков и мотивационных структур, в частности предметных интересов (A factor analysis study of human interests // Psychological Monogr. 1954, 68 (et al.)).
Сочинения. A test for classification of students in chemistry. // J. o. Appl. Psychol. 1925, 9, p. 196-202 (совм. с Hyde W.F.);
Laboratory Studies in Psychology. N.Y., 1934; Psychometric Methods. N.Y., 1936, 1954; Fundamental Statistics in Psychology and Education. N.Y., 1942; Creative abilities in the arts // Psychological Review. 1957, 64; The Structure of Intellect. 1956; Creativity. Its measurement and development // A source book for creative thinking. N.Y., 1962; The Nature of Human Intelligence. N.Y., 1967; Intelligence Creativity and their Educational Implications. 1969; Three faces of Intellect // The American Psychologist. 1959, 14, № 8, в рус. пер.: Три стороны мышления, в кн: Психология мышления. Пер. с нем. и англ., М., 1965; Cognitive Psychology with a Frame of Reference. San Diego, 1979.

Психологический словарь. . 2000.


Просмотров: 857
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ. Очерки по психологии исследования”
  • Бекмана–Рихтера метод исследования личности
  • Блейхера–Худика методика исследования критичности мышления
  • Видеотехника в психологии (video psychology)
  • Гилфорд (Guilford) Джой Пол
  • Гилфорд Джой Пол / Guilford, Joy Paul
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • Идиографический и номотетический подходы в психологии (idiographic-nomothetic psychology)
  • Исследования личности (personality research)
  • Комитет по профессиональной психологии (США) (American Board Of Professional Psychology)
  • Компетентность в психологии (competency in psychology)
  • метод исследования личности
  • Методики Оценки Дивергентного Мышления
  • Модель структуры интеллекта (structure-of-intellect model)
  • модифицированный метод исследования личности
  • Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования
  • Последипломная подготовка в области психологии (graduate training in psychology)
  • Преподавание психологии в университетах (teaching undergraduate psychology)
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Решающие эксперименты в психологии (crucial experiments in psychology)
  • Социальные потребности
  • стандартизованный метод исследования личности
  • Статистика в психологии (statistics in psychology)
  • Степень доктора психологии (doctor of psychology degree)
  • Стефенсона методика исследования личности
  • Философские проблемы психологии (philosophical problems in psychology)
  • Школы профессиональной психологии (schools of professional psychology)
  • Этика психологических исследований (ethics of psychological research)
  • Этические проблемы в психологии (ethical problems in psychology)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь