Леви-брюль Люсьен


Леви-брюль Люсьен
(1857–1939) — французский философ, социолог, психолог, этнограф. Используя богатый этнографический материал о жизни народов Африки, Австралии, Океании, находящихся на ранних этапах социокультурного развития, опроверг теорию анимизма английской антропологической школы (Э. Тайлор, Дж. Фрейзер и др.), рассматривавшую психику вне ее социально-исторической обусловленности. Опираясь на выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие «коллективные представления», утверждал, что различным социально-историческим структурам соответствуют определенные типы мышления. На этой основе создал теорию первобытного мышления («Умственные функции в низших обществах», 1910), характеризуя его как мистическое по содержанию, пралогическое (дологическое) по способу организации: нечувствительное к противоречиям и непроницаемое для опыта. В отличие от мышления представителя цивилизованного общества, оно не ориентировано на установление логических отношений, а подчиняется закону партиципации (сопричастия), наделяющему предметы и явления свойством «единосущности» (объединение предметов не по существенным свойствам, а по приписываемым им мистическим качествам). Терминами «пралогическое» и «логическое» Л.-Б. обозначал не сменяющие друг друга стадии, но сосуществующие типы мышления. Определяя содержание коллективных представлений первобытного человека, пралогическое мышление не распространялось на сферу личного опыта и практических действий. В ходе исторического развития общества, обусловившего доминирование логического мышления, следы пралогического мышления сохраняются в религии, морали, обрядах и т. д. («Первобытное мышление», 1922); («Первобытная душа», 1927). Несмотря на вызванный справедливой критикой отказ Л.-Б. от ряда своих положений, его работы послужили мощным стимулом развития культурно-исторического подхода к анализу человеческой психики.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.


ЛЕВИ-БРЮЛЬ ЛЮСЬЕН
(Levy-Bruhl, 1857-1939) — фр. философ и психолог, представитель фр. социологической школы. Основной темой психологических работ Л.-Б. была проблема первобытного мышления. На основе обобщения множества фактов о жизни племен и народностей Австралии, Океании, Африки, стоящих на более низких ступенях общественного развития, Л.-Б. пришел к выводу о качественном отличии первобытного мышления от мышления «современного, цивилизованного». Главной особенностью первобытного мышления является его пралогический характер, т. е. подчиненность своеобразной логике, для которой характерны нечувствительность к противоречиям, непроницаемость для опыта, подчиненность закону «партиципации» (сопричастия) и др. По Л.-Б., логическое и пралогическое мышления являются не различными стадиями развития мышления в социогенезе, а 2 типами мышления, сосуществующими в рамках как первобытного, так и современного общества (в практических действиях мышление первобытного человека столь же логично, как и мышление современного, а у современного человека пралогическое мышление встречается в религиозных представлениях, моральном поведении и т. п.). Работы Л.-Б. сыграли большую роль в критике концепции англ. антропологической школы, которая придерживалась гипотезы о тождестве умственных операций у людей разных времен и культур, а также в утверждении исторического подхода к анализу человеческого сознания, хотя и подвергались справедливой критике за жесткое противопоставление разных типов мышления, отсутствие объяснения причин их различия. (Е. Е. Соколова.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.


Просмотров: 972
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Блейхера–Худика методика исследования критичности мышления
  • гештальттеория мышления
  • ЗАКОН МЫШЛЕНИЯ
  • закон мышления
  • Закон Мышления -
  • когнитивные типы мышления
  • культура мышления
  • Леви-Брюль (Levy-Bruhl) Люсьен
  • Методики Оценки Дивергентного Мышления
  • МЫШЛЕНИЯ ЗАКОНЫ
  • мышления нарушения
  • МЫШЛЕНИЯ ТЕНДЕНЦИОЗНОСТЬ
  • МЫШЛЕНИЯ ФОРМЫ
  • нарушение мышления
  • нарушения мышления
  • Нарушения Мышления
  • Нарушения мышления (thought disturbances)
  • оптимизации мышления методы
  • психология мышления
  • ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ
  • Расстройство мышления
  • синкретизм мышления
  • стиль научного мышления
  • СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
  • СФЕРА МЫШЛЕНИЯ
  • схема мышления
  • Тугоподвижность мышления
  • формы мышления
  • ЭКОНОМИИ МЫШЛЕНИЯ ПРИНЦИП
  • ЭСТЕТИКА МЫШЛЕНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь