слушатель


слушатель
        СЛУШАТЕЛЬ — понятие, приобретающее гносеологическое значение по мере осознания роли устной речи в развитии знания и сознания и понимания ограниченности т.н. оптической теории познания. В европейской традиции ухо почти не исследуется как теоретический орган. Со времен греков теория — это видение, усмотрение сути дела. Вместе с тем ухо — орган такого же дистантного восприятия, как и глаз. Внятная речь важна для развития мышления не менее, чем наглядное действие. С. — партнер устной коммуникации. Голос и слух обслуживают межчеловеческие взаимодействия. Можно предположить, что ухо — это орган лингвистический, или прагматический и коммуникативный, а глаз — семантический, или когнитивный. Понятие слуха чаще используется в практической и политической философии. Только у И. Гердера ухо рассматривается в семантическом и когнитивном изменении. Язык понимается как игра звучащего мира и слушающего человека. При этом речь идет о способности слышать не только др. человека, но и мир, природу и самого себя. Отоцентрическая концепция познания стала завоевывать влияние только в 20 в. А. Гелен опирался в разработке своей антропологии на идеи Гердера. Точно так же М. Хайдеггер считал слух важнейшим условием языка. Ощупывание и произнесение звуков имеют сходную структуру активного действия. Звук речи движется к уху слушателя, он трансформируется в ощущение и наоборот. Когда говорят «схватывает на лету», то имеют в виду способность воспринимать слова. Нельзя согласиться с тем, что ухо, как пассивный орган, не приспособлено для активного освоения мира. Можно указать несколько характеристик слуха. Прежде всего, слух, хотя и рефлексивный орган, все же оказывает определенное действие на уста, производящие звук, который должен быть слышим. Младенец, познающий свое тело путем прикосновения, первоначально воспринимает внешний мир благодаря слуху. Звуки становятся для него важнейшей частью мира. Отсюда первоначальными средствами воздействия на мир оказываются звуки; человек обретает власть посредством голоса. Поскольку внешний мир первоначально воспринимается не только тактильно, но и акустически, то голос др. человека столь же необходим, как и питание. Важное значение собственного голоса состоит в том, что его тон, звучащий во вне, воспринимается как свой внутренний голос, т.е. я звучу таким, каков я есть.
        В социально и коммуникативно окрашенной концепции познания слушатель, как и зритель и читатель, являются не пассивными условиями, а интерактивными партнерами авторского творчества.
        Б.В. Марков

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Синонимы:
    зритель, курсант, курсист, рабфаковец, радиослушатель, студент


Просмотров: 300
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • Гендер как культурный символ
  • Дети как свидетели
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • знание-как и знание-что
  • Как
  • как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • красота как методологический принцип познания
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Науковедение как точная наука
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Этнолингвистика как комплексная дисциплина



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь