психофизика


психофизика
        ПСИХОФИЗИКА — психологическая дисциплина, изучающая измерение человеческих ощущений по отношению к величинам физических раздражителей. П. основана Г. Т. Фехнером как наука о функциональных отношениях между физическим и психическим миром (откуда и сам термин П.). Пытаясь решить эту капитальную проблему, Фехнер в своем фундаментальном труде «Элементы психофизики» (1860) сосредоточился на измерении ощущений, как области, где соотношения между объективным и субъективным наиболее доступны для экспериментального исследования. Им были введены основные понятия П., разработаны ставшие классическими методы измерения порогов чувствительности, выраженных в физических единицах величин стимулов, сформулирован основной психофизический закон о соотношении между физическими и психическими величинами. Это положило начало выделению из философии психологии как самостоятельной экспериментальной науки, использующей объективную методологию исследования.
        Конечно, П. давно не рассматривается как универсальная наука о функциональных соотношениях между сознанием и телесным миром. К настоящему времени понимание предмета П. и ее основных принципов изменилось. 1. Для оценки эффективности раздражителей используются не только вербальные ответы об осознанных ощущениях, как во времена Фехнера, но и другие ответные реакции организма, в том числе неосознанные и непроизвольные — моторные, кожно-гальванические, вызванные потенциалы и т.п. 2. Принципиально, что ныне к сфере П. относят не только собственно ощущение, но и другие психические явления, взаимодействующие в процессе построения чувственного образа или оказывающие влияние на него: восприятие, память, принятие решения, внимание и т.п. П. понимается «как разветвленная область психологической науки, исследующая основные особенности и законы чувственного (образного) отражения, а также особенности поведения и деятельности человека в ситуациях, связанных с восприятием и оценкой сигналов внешней среды» (Ю.М. Забродин, 1977). 3. П. распространяется за пределы исследований чувственного образа. Стимулами считаются не только количественно измеряемые физические величины, но и любые объекты, которые наблюдатели могут упорядочить на основании какого-либо признака, выстроив таким образом шкалу порядка. Напр., упорядочение почерков по степени разборчивости, произведений искусства — по степени привлекательности, репутаций известных людей — по степени популярности. В таком широком смысле С. Стивене (1960) определял П. как науку об ответах организма на служащие стимулами формообразования, подчеркивая постоянное расширение сферы ее применения. Вместе с тем такие исследования относят также к сфере психометрики. 4. Пересматривается парадигма, уподобляющая психофизическое измерение техническому, и наблюдатель рассматривается не как безразличный инструмент, а как активный субъект измерения, что приближает П. к общей психологии и позволяет выделить П. субъектную, и как ее раздел — П. дифференциальную.
        П. Фехнера была гомогенной научной дисциплиной, так как на едином понятии порога базировались измерения и чувствительности (как величины, обратной порогу), и надпороговых ощущений (значение порога, введенное в формулу основного психофизического закона, позволяло оценить величину ощущения). Позже для измерения и чувствительности, и надпороговых ощущений были созданы беспороговые методы, и в П. выделились два раздела: «Психофизика-I» (учение о чувствительности сенсорных систем) и «Психофизика-П» (учение о сенсорных шкалах, используемых для измерения надпороговых ощущений). Промежуточное положение между ними занимает проблематика, связанная с основным психофизическим законом — функции зависимости величины ощущения от величины стимула.
        Различают классическую и современную П. В сфере П.—I современная П., базовой концепцией которой является обнаружения сигнала теория, допускает существование в сенсорной системе собственных шумов, а обнаружение раздражителей малой величины описывает как выделение слабого сигнала из флуктуирующего шума, и соответственно, реакцию ложной тревоги — как закономерный ответ сенсорной системы. Классическая же П. постулирует, что сенсорный шум не достигает уровня даже слабого сигнала и рассматривает ложную тревогу как чисто поведенческую реакцию на несенсорные факторы. В сфере П.—II классическая П. признает невозможной непосредственную количественную оценку человеком величин своих ощущений, а возможными — лишь косвенные методы их измерения в единицах едва заметных различий, выраженных в физических единицах величин стимулов и получаемых пороговыми процедурами. Пороговые методы дают логарифмическое отношение субъективного ряда к объективному. Современная же П. допускает возможность непосредственной количественной оценки человеком величин своих ощущений, для чего разработаны прямые методы построения субъективных сенсорных шкал. Прямые методы дают степенное отношение субъективного ряда к объективному. Методы классической П. используются не менее широко, чем методы современной П.
        За рубежом П. подразделяется также по методологическому принципу на объективную (это классическая П, измеряющая ощущение в объективных единицах стимуляции) и субъективную (это П. субъективного шкалирования и психометрика — А. Пьерон, 1966).
        П. объективная — направление, выделившееся в отечественной П. как дополнение к «объектной» парадигме, основной и для классической П., и для современной, базирующейся на теориях обнаружения сигнала и субъективного шкалирования. Это дополнение к сугубо количественному анализу результатов сенсорных измерений в зависимости от заданных извне факторов. В П. Фехнера и Стивенса — это факторы, определяющие сенсорное впечатление (характеристики стимуляции); в П. теории обнаружения — также и несенсорная информация, детерминирующая принятие наблюдателем решения о сенсорном впечатлении. При этом психофизическое измерение уподоблялось приборному, а деятельность наблюдателя описывалась математическими моделями, аналогично работе технических систем. Поэтому к измерениям обычно привлекались лишь 1—3 высокотренированных испытуемых и не учитывались индивидуальные различия в их деятельности. Указания на значение «переменных субъекта» носили эпизодический и разрозненный характер.
        П. субъектная, напротив, изучает роль собственной активности наблюдателя в сенсорных измерениях. Ее предпосылки — теоретико-методологический принцип отечественной психологии об активности человека как субъекта своей психической деятельности и исследование влияния произвольной регуляции им своей сенсорно-перцептивной деятельности на пороги чувствительности (работы школ СВ. Кравкова и А.В. Запорожца в 60—70-х г т. 20 в.). Развитие этих идей в течение следующего десятилетия на основе теории обнаружения сигналов позволило оценить влияние ряда структурных и динамических характеристик деятельности наблюдателя и некоторых свойств его индивидуальности уже на компоненты порога: индексы чувствительности и критерии решения (К.В. Бардин, Ю.М. Забродин, М.Б. Михалевская, О. А. Конопкин, Н.И. Чуприкова, Ю. А. Индлин и их последователи). Обобщение накопленных фактов позволило сформулировать субъектно-ориентированный подход в П. (К.В. Бардин и др., 1988). Системный характер категории субъекта (А.В. Брушлинский, 1991) позволил объединить на ее основе собственно психофизическую методологию с процессуально-деятельностной традицией отечественной психологии и дифференциально-психологической линией исследований. Показано, что позиция наблюдателя в измерениях исходно является активной. Эта активность проявляется в индивидуально-психологической сенсорной деятельности, специфичной для конкретного субъекта, а именно: в ее компонентах — сенсорной задаче, реально выполняемой им; в операциональном составе деятельности по решению задачи (ее внутренних и внешних психологических средствах); в интер- и интраиндивидуальных механизмах выбора этих средств. Выявлено существенное влияние этих компонентов на результаты сенсорных измерений.
        П. дифференциальная — новая область П., раздел П. субъектной. Теоретической основой П. дифференциальной является пересмотр традиционной парадигмы, согласно которой работа сенсорной системы строится по одинаковым принципам у всех людей. Отсюда — исследование индивидуальных психофизических различий и их интер- и интраиндивидуальных детерминант. П. дифференциальная-I изучает обе группы детерминант, П. дифференциальная-П — преимущественно первую из них.
        См. также Основной психофизический закон, Психофизическая проблема.
        В.А. Барабанщиков

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 3877
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • Дети как свидетели
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • Как
  • как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • красота как методологический принцип познания
  • Монография как жанр научной литературы
  • Науковедение как точная наука
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • представление как репрезентация
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Разновидности научной статьи как жанра
  • Рамка как будто
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Этнолингвистика как комплексная дисциплина
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь