познание художественное


познание художественное
        ПОЗНАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — образное постижение действительности, представляющее ее во всей полноте и многообразии ее характеристик и являющееся альтернативой понятийно-логическому постижению действительности. Формой мышления в искусстве является художественный образ, достигающий органического слияния интеллектуального и чувственного начал и являющийся зримым воплощением идеи. Чертами художественного образа являются метафоричность, ассоциативность, многозначность, оригинальность. Образы различаются по своей масштабности и простираются до макрообразов, к которым относят все. Образы создаются художественным воображением, которое формирует их на основе принципов агглютинизации, гиперболизации, типизации. В качестве форм П. х. следует рассматривать также метафору и символ. Общей моделью П. х. может служить голография, к которой сводимы все его формы.
        Художественное и логико-понятийное виды познания следует рассматривать как взаимно дополнительные. Обоснование необходимости П. х. и недостаточность рационалистического подхода к миру были убедительно продемонстрированы еще Г. Риккертом («Науки о природе и науки о культуре»). По его словам, действительность является гетерогенным континуумом, непрерывной разнородностью, которая принципиально не может быть постигнута посредством рационально-понятийной способности. Чтобы стать доступной рассудку, действительность должна быть «перелицована» в соответствии с его принципами, т.е. путем абстрактного разделения разнородности и непрерывности. Путь, избираемый естественными науками, представляет собой нарушение природной непрерывности, постепенности переходов. Создавая понятия, рассудок обособляет отдельные качества и искусственно разделяет реальность, но в таком случае утрачивается все, что лежит между границами понятий. С помощью понятий мы, по выражению Г. Риккерта, строим мосты через поток реальности, но сама она уходит, просачивается через сети абстракций. Поэтому та действительность, какая есть на деле, не схватывается понятием.
        П. х., напротив, представляет собой такую картину мироустройства, где вещи находятся между собой в связи, в соединении, где стираются всякие границы между ними. Такое познание во многом осуществимо благодаря метафорам, для которых преграды между понятиями видятся условными, легко преодолимыми. Метафоры восстанавливают связи между предметами, нарушенные понятийным мышлением; в них удивительным образом соединяются явления, принадлежащие к различным классам действительности. В метафоре сближаются, мыслятся как единое вещи, разделенные рассудком, отнесенные им к сферам, удаленным друг от друга: природное и духовное, земное и небесное. Поэтому П. х. дополняет познание рассудочное, представляя целостную картину действительности.
        Вторая особенность П. х. в ее противопоставлении формально-логическому может быть описана с помощью аргументации Э. Кассирера («Познание и действительность»), по мнению которого посредством формально-логического мышления не может быть схвачено единство бытия. Используя локковскую теорию абстракций, Кассирер показывает, что посредством логического мышления мы можем прийти лишь к абстрактному, бессодержательному пониманию единства. Отвлекаясь от качественного многообразия вещей, можно создать лишь общие, лишенные специфического значения понятия, напр. «все», «целое», «единое». Кассирер продемонстрировал, что, последовательно придерживаясь метода абстрагирования, мы в конечном счете упремся в пустоту. Полученное в результате последовательного отвлечения высшее, но бессодержательное понятие не сможет являться подлинным основанием существующего многообразия.
        П. х., напротив, представляет содержательное, реальное единство, в котором, чтобы мыслить единую основу мира, не нужно отвлекаться от качественных характеристик вещей. За ним стоит такое постижение мира, в котором «отдельное явление делается представителем целого, эквивалентом бесконечно многого в пространстве и времени» (А. Шопенгауэр), «каждый отдельный продукт представляет бесконечность» (Ф. Шеллинг). П. х. осуществляет постижение мира, выраженное формулой древнеиндийской философии «Все во Всем», когда, основываясь на понимании глубинного тождества и взаимосвязи всех вещей, какой-либо фрагмент бытия можно считать правомерным заместителем целого.
        Подобное свойство П. х. можно пояснить голографической природой его основных элементов — метафор и символов, важнейшей характеристикой которых является неразрывное слияние в них смысла и образа. Так, к числу наиболее интересных свойств голограмм относится распределенность, означающая, что любая малая часть голограммы, объем которой позволяет вместить полную дифракционную картину, содержит информацию обо всем образе в целом. Известно также, что даже значительное уменьшение части голограммы может сопровождаться только потерей четкости изображения, возрастанием информационного шума, но оно тем не менее сохраняет информацию о целостном объекте. Из всех известных способов кодирования и передачи информации только голограммы обладают свойством распределенности, означающим, что по любой малой части голограммы можно восстановить исходную картину. П. х. тоже способно отразить мироздание в его целостности.
        И.В. Полозова
        Лит: Бергер Л.Г. Эпистемология искусства. М., 1997

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 4364
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • "ЧТО ДЕЛАТЬ?"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ”
  • “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • знание-как и знание-что
  • культура и познание
  • познание
  • ПОЗНАНИЕ
  • познание
  • познание
  • познание
  • ПОЗНАНИЕ
  • ПОЗНАНИЕ
  • Познание (cognition)
  • Познание и действительность
  • познание обыденное
  • ПОЗНАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
  • познание художественное
  • познание: форма
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Социальное познание
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • Что значит быть летучей мышью?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь