перспективизм


перспективизм
        ПЕРСПЕКТИВИЗМ (фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь, проникать взором) — разновидность субъективистской теории познания, в которой мир предстает в виде личной «перспективы» каждого человека. Это значит, что особенности восприятия объекта субъектом определяют процесс познания. Разработана в трудах Тейчмюллера, Ницще и Ортеги-и-Гассета.
        Рассуждая о метафизических интерпретациях реальности и субъективности индивидуального мгновенного опыта, Тейчмюллер обосновал тезис о том, что единственной фундаментальной реальностью является самость человека, а концептуальный мир есть проекция ее конститутивной активности. Основываясь на метафизике Лотце и монадологии Лейбница, Тейчмюллер полагал, что каждая метафизическая система содержит собственные истины. Точка зрения такой метафизической системы есть перспектива понимания всей реальности в целом.
        Ницше утверждал, что каждый человек, интерпретируя мир, вкладывает в эту интерпретацию собственный смысл. Этот смысл появляется благодаря тем влечениям и потребностям, которые свойственны данному субъекту, его социальной ситуации и частным интересам. Поэтому процесс познания понимается как индивидуальное восприятие мира. Ницше отрицал, что вещи и ценности имеют собственное существование вне мнения о них человека, поэтому, если смотреть с точки зрения множества перспектив, высвечивающих эти мнения, мера понимания мира существенно увеличивается. П. Ницше, таким образом, не исключает возможность знания о мире; он акцентирует проблему его постижения и получения, проблему понимания и возможность его отделения от заблуждения, вымыслов субъекта. Ницше утверждает, что истина как корреспонденция не существует, и нет «истинного мира бытия». Нет объективного знания, выразимого в привычных терминах истины и реальности; нет и знания человека о самом себе. Мир обладает бесчисленными смыслами — «перспективами» или «перспективными» подходами к различным вещам, за плюрализмом которых реальность исчезает и на первый план выдвигается фигура самого познающего субъекта. П. Ницше пролегает в русле идей натуралистической эпистемологии.
        В отличие от Ницше, Ортега-и-Гассет подчеркивает важность реальности для создания перспективы, идея которой является новым словом в понимании человека как субъекта познания. В создании перспективы участвуют два элемента: реальность внешнего мира и сам человек, причем структура реальности такова, что делает перспективу свойством самой реальности. Многочисленные слои и планы реальности инспирируют различные точки зрения на нее со стороны познающего субъекта. Ортега-и-Гассет ввел формулу «Я есть "Я" и мои обстоятельства», в соответствии с которой «обстоятельства» — имманентная часть окружающего человека мира. В них включаются как материальное окружение человека, так и определенное множество его убеждений, его психофизика. Человеческое «Я» формируется как единство его сознания и индивидуальных «обстоятельств». Это единство предопределяет индивидуальную точку зрения человека на мир, единственную и неповторимую «перспективу» видения последнего, недоступную никому другому и порожденную его индивидуальными особенностями. Познавая мир, человек организует, но не изменяет его. Индивидуальная перспектива познания мира порождает относительную индивидуальную истину о нем. Нет ложных перспектив, кроме той, что претендует на исключительность. Перспективистская эпистемология сводит познавательную деятельность к актам спонтанного восприятия мира и не рассматривает познание как понятийную, теоретическую деятельность. В рамках перспективистской эпистемологии познающий субъект стремится сообщать о чем-то, но это сообщение не может быть реализовано, так как нет инвариантных характеристик объекта познания и, как следствие, нет объективных понятий, которыми субъект может оперировать.
        М.А. Кукарцева

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 461
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • "ЧТО ДЕЛАТЬ?"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или О законах мира физического и мира духовного”
  • “СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА. Опыт оправдания человека”
  • “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • вера в теории познания и философии науки
  • Восприятие Человека Человеком
  • восприятие человека человеком
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • Его Высокопреосвященство
  • знание-как и знание-что
  • КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
  • красота как методологический принцип познания
  • МАТЕРИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО МИРА
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • Плюрализм как модель познания
  • психическое как процесс
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • Что значит быть летучей мышью?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь