нуминозное


нуминозное
        НУМИНОЗНОЕ (от лат. numen — божественное волеизъявление, божество) — термин феноменологии религии, обозначающий данности религиозного опыта, связанные с интенсивным переживанием таинственного и устрашающего божественного присутствия. Понятие Н. было раскрыто Р. Отто (1869—1937) в работе «Святое» (1917). Отто воспользовался лат. словом numen, которым древние римляне называли могущественную божественную силу, властно распоряжающуюся человеческой судьбой. Согласно Отто, «Святое», «Божество», манифестируя себя в религиозном опыте, открываются как numen; нуминозный объект — это Н. в модусе своего объективного существования. В религиозном опыте происходит встреча numen'а с sensus numinous — с «чувством нуминозного», с врожденной психической данностью, не редуцируемой ни к какому «естественному» духовному образованию. Опираясь на философию Канта, Отто определяет Н. в модусе субъективного существования как категорию sui generis и как «категорию толкования и оценки», которая, будучи неуловимой для рефлексии целостностью, при определенных обстоятельствах вторгается в духовную жизнь, формируя специфический религиозный способ восприятия реальности и ее интерпретации. Н. — сложная формация, образованная, прежде всего, двумя важнейшими компонентами — mysterium tremendum и mysterium fascinans. Первичное Н. чувство — «чувство объективно данного нуминозного». Поскольку реальность Н. переживается как присутствие могущественной силы, к первичному чувству примыкает «чувство тварности» — чувство тварного существа, переживающего свое ничтожество перед открывшимся всемогуществом. «Чувство тварности» внушается тем, что возвышается над человеком «невыразимой тайной», — это нуминозный объект, данный как mysterium tremendum («тайна, повергающая в трепет»), бытие, абсолютно превосходящее человека. Mysterium tremendum в психическом плане бытия, т.е. как Н. переживание, представлено сложной гаммой чувств. Поскольку Н. объект как mysterium есть тайна, потрясающее чудо, постольку Н. переживание есть переживание тайны, причем в предельной степени ступора, тупого оцепенения перед ужасающим чудом. Ужасающим mysterium становится потому, что Н. — «чужое и поразительное», полная противоположность тварному, привычному — «совершенно иное». Mysterium не только сводит с ума ужасом демонически-божественного. Numen, окутанный потрясающей тайной, пленяет душу, будоражит ее восхищением, пьянит и наполняет блаженством. Это «дионисийское воздействие» numena Отто выводит из того, что Н. — не только mysterium tremendum, но также и mysterium fascinans («тайна очаровывающая»). Историческими примерами опыта fascinans Отто называет шаманский транс, христианскую мистику, буддийский опыт бодхи и нирвану. Др. момент tremendum открывает в numene «страшное», «яростное», «губительное». Чувство, обозначенное словом tremendum, — это «страх, исполненный внутреннего ужаса», в нем есть ощутимый момент «призрачности». В этом чувстве концентрируется Н. переживание. Представление о Н. позволяет, как полагал Отто, вскрыть сущность религиозности и первичное содержание святости, ибо Н. — это «святое минус его нравственный момент и минус рациональный момент вообще». Поскольку Н. иррационально, постольку в тех случаях, когда сознание делает попытку проникнуть в иррациональную сущность религии, неуловимую в понятиях, оно вынуждено конструировать «идеограммы» — знаки языка религии, представляющие собой «чистые символы», выражающие Н. настроенность духа. Понятие Н. было воспринято многими течениями гуманитарной мысли, напр. психологией К. Г. Юнга.
        АЛ. Забияко

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1145
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • БАУЭР Отто
  • Где это было?
  • Дети как свидетели
  • Зельц (Selz) Отто
  • Зельц Отто
  • Зельц Отто
  • знание-как и знание-что
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • Липманн (Lipmann) Отто
  • Липманн Отто
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • ОТТО
  • ОТТО Рудольф
  • ОТТО ФРЕЙЗИНГСКИЙ
  • представление как репрезентация
  • психическое как процесс
  • Рамка как будто
  • Ранк (Rank) Отто
  • Ранк Отто
  • Фенихель (Fenichel) Отто
  • Фенихель (Fenichel) Отто
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь