ЮНГЕР Эрнст


ЮНГЕР Эрнст
    ЮНГЕР (Jьnger) Эрнст (29 марта 1895, Гейдельберг— 17 февраля 1998, Вильфлинген) — немецкий философ и писатель. Родился в семье химика и аптекаря, посещал школу в 1анновере. Участвовал в юношеском движении “Перелетные птицы” (вместе с братом Фридрихом 1еоргом Юнгером), в 1913 предпринял неудачный побег в Иностранный легион. После объявления мобилизации в августе 1914 досрочно сдал экзамены и записался в 73-й пехотный ганноверский полк. Весной 1915 первый раз принял участие в военных действиях, после прохождения офицерских курсов командовал ротой и руководил штурмовым отрядом. Участвовал в сражениях на Сомме, при Камбрэ, во Фландрии, был много раз ранен. Осенью 1918 в чине младшего лейтенанта удостоен высшей прусской награды — ордена Pour le mйrite (“За заслуги”). В 1919—23 — офицер в рейхсвере. В 1923—25 в Лейпциге изучает зоологию у Г. Дриша, слушает философию у Ф. Крюгера, занимается в зоологическом институте в Неаполе. С 1925 — свободный писатель. После переезда в Берлин в 1927 становится активным участником движения, выступает как публицист, издает журналы “консервативной революции” (“Штандарты”, “Арминий”, “Наступление”), сотрудничает с Эрнстом Никишем, Фридрихом Хилыиером. После 1933 отходит от политики, переселяется сначала в Гослар, потом в Кирхорст под Ганновером, много путешествует, пишет роман “На мраморных утесах” (Auf den Marmorklippen, 1939). В 1941—44 состоит при штабе германского командования в Париже, работает над трактатом “Мир” (Der Friede, 1945) и дневниками, Сближается с кругами Сопротивления. После снятия в 1949 запрета на публикации ведет активную писательскую деятельность до конца жизни, получает несколько литературных премий, путешествует по всему миру. С 1950 жил в городке Вильфлинген в Верхней Швабии.
    Отсутствие систематических построений, преобладание непосредственных наблюдений и чуткость к историческим изменениям составляют специфику эссеистики Юнгера. В центре ее — “диагноз эпохи” и философия истории, что позволяет рассматривать Юнгера как одного из наиболее значительных свидетелей 20 века, фиксирующего наподобие “сейсмографа” радикальные изменения во всех областях жизни. Определяющим для его творчества на протяжении более 70 лет явился опыт 1-й мировой воины, которая подвела для него итоговую черту под всей “бюргерской эпохой”. Именно здесь берут начало его размышления о технике, которая создает новый образ мира и планетарное господство гештальта рабочего. В ранних книгах Юнгера — знаменитый дневник “В стальных грозах” (In Stahlgewittem, 1920), “Штурм” (Sturm, 1923), “Перелесок 125” (Das Wдldchen 125, 1924), “Огонь и кровь” (Feuer und Blut, 1925) — война осмысливается не с точки зрения политики или морали, а как некий феномен жизни, “стихийный” природный процесс. В труде “Борьба как внутреннее переживание” (Der Kampf als inneres Erlebnis, 1922) Юнгер проводит своеобразный феноменологический анализ войны как некоей “первозданной” ситуации человека, которым движет “воля убивать”, а также моментов внутреннего опыта воина (“ужас”, “эрос”, “отвага”, “страх”).
    Для Юнгера 20—30-х гг., находившегося под большим влиянием Ницше и Шпенглера, особенно важно осмысление новых форм борьбы — “сражения военной техники” и “планомерного механического сражения”, где главную роль играет солдат-рабочий — новый героический “тип”. В основе трех наиболее значительных эссе этого периода — “Тотальная мобилизация” (Die totale Mobilmachung, 1930), “Рабочий. Господство и гештальт” (Der Arbeiter, 1932), “О боли” (Ober den Schmerz, 1934) — лежит констатация наступления переходной эпохи с ее ситуацией нигилизма, когда старые ценности разрушены, а новые еще не установились. Задачами “тотальной мобилизации”, выступающей сущностей чертой мировой войны, являются “приведение мира в состояние безграничного движения” и “превращение жизни в энергию”, служащую единственной цели — вооружению. Скрытым “метафизическим” центром этого “физического” процесса выступает, по Юнгеру, “гештальт рабочего”, претендующий на подлинное господство над миром: в противоположность бюргерскому индивидуализму он характеризуется тотальностью отношений, где решающую роль играет техника как “способ, каким гештальт рабочего мобилизует мир”. Ключом к пониманию этой действительности оказывается боль: в отношении к ней раскрывается сущность возникающего нового антропологического типа, для которого тело предстает не как ценность (противоположность боли), а как некий “форпост”, которым можно пожертвовать в борьбе. В современных практиках аскезы и дисциплины, благодаря дистанцированию от собственной телесности, происходит “опредмечивание жизни”, внедрение приказа и подчинения, скрывающего в себе “переход к будущему порядку” — к иерархии ценностей рабочего.
    В посвященном М. Хайдеггеру более позднем эссе “Через линию” (Ьber die Linie, 1950), Юнгер пытается понять миссию современности как преодоление нигилизма, или “пересечение линии”, проведенной между исчезающим и становящимся. Утверждение новых ценностей связывается им теперь не с функционером технического мира — рабочим, а с человеческим индивидом, обращенным к своему внутреннему существу Возможность нового опыта нравственности, утрачиваемого в тотальном государстве, дает противопоставляемый активизму “тотальной мобилизации” “лесной путь” (Der Waldgang, 1951). юнгеровский “странник” — это не политический партизан или борец сопротивления, а поэт, обретающий в лесу мифическое “место слова”, которое становится для него “творческой силой”, “тождественной с бытием”.
    В философско-историческом эссе “У стены времен” (An der Zeitmauer, 1959) Юнгер, исходя из концепции “гештальта рабочего”, очерчивает контуры грандиозного поворота планетарного масштаба. Метафора “стены времен” призвана обозначить пограничную линию между мировой историей и историей земли, которой соответствует наступление совершенно нового “зона” Конец истории отдельных людей, государств и наций ознаменован переходом к новой глобальной модели истории, где человек вопрошающе обратится к земле и из этой “первоосновы” будет черпать новый смысл своей собственной деятельности Исследованию языка и его “тайн” посвящены работы Юнгера “Похвала гласным” (Lob der Vokale, 1934) и “Язык и строение тела” (Sprache und Kцrperbau, 1947).
    Соч.: Samtliche Wsrke, 18 Bde Stuttg , 1978-83 Лит.: Козловски П Миф и эпос XX века — “ВФ”, 1997, № 12; Bohrer К-H Die Asthetik des Schreckens Munch , 1978, Brock E Das Wfeltbild Ernst Jungers Z , 1945, Kampfer W Ernst Junger Stuttg , 1981; Krockow С Graf v Die Entscheidung Eine Untersuchung uber E Junger, С Schmitt, M Heidegger Stuttg, 1958, Loose G Ernst Junger Fr/M, 1957, Patel K -0 Ernst Junger in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Reinbek bei Hamburg, 1962, SchwilkH (hrsg ) Ernst Junger Leben und Werk in Bildern und Texten Stuttg , 1988, Muller H-H, Segeberg H. (hrsg ) Ernst Junger im 20 Jahrhundert Munch , 1995
    А. В. Михайловский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1060
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • List der Vernunft
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ”
  • “РАБОЧИЙ. Господство и гештальт”
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Вебер Эрнст Генрих / Weber, Ernst Heinrich
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • Животные как модели (animal models)
  • Как
  • как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • Кречмер Эрнст / Kretschmer, Ernst
  • Мах Эрнст / Mach, Ernst
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ
  • Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • после этого значит по причине этого
  • представление как репрезентация
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь