ШТРАУС Эрвин


ШТРАУС Эрвин
    ШТРАУС (Straus) Эрвин (11 октября 1891, Франкфурт-наМайне — 20 мая 1975, США) — немецкий философ и психиатр феноменологического направления, один из основоположников (наряду с X. Плеснером) “эстезиологии” — психологии и антропологии чувств (ощущений). С 1938 в США. В основном сочинении “О смысле чувств” (Vom Sinn der Sinne, 1935, 2-е изд. 1956) выступил с обоснованием феноменологической психологии и критикой всей картезианской традиции, закрытой, по Штраусу, для понимания специфики “живого”, — бихевиоризма и физиологической психологии 19—20 вв. (кульминация ее — павловское учение об условных рефлексиях) с их “механоморфным” объяснением поведения человека и животных, эпифеноменализма гештальтпсихологии (“еще более радикального, чем картезианский”), антропологического солипсизма психоанализа (“мы”, по Штраусу, первичнее “я”), “Объективному” однородному пространству и времени физикалистской психологии Штраус противопоставил качественно неоднородное переживаемое “пространство-время” — “даль” (Feme) как континуум изменений живого существа в акутальности его становления (“даль” обнимает полюсы далекого-близкого, “здесь-там”, “теперь-тогда”). Штраус отвергает анатомическую трактовку ощущений (Empfindungen) как “элементов”, регистрируемых “внетелесным” субъектом (“мыслящей субстанцией” Декарта) и складываемых затем в познавательную “мозаику” восприятия (таковыми они предстают лишь в результате их объективации в восприятии): чувствование-ощущение (Empfinden), данное в единстве со спонтанным движением, есть первичное целостное переживание живого существа в его нераздельной динамической (“симпатической”) связи с миром. Ощущение объединяет человека с животными (“симбиотическое понимание”), мир дан здесь в непосредственной (доязыковой) физиогномике и меняющейся перспективе влекущего-отталкивающего, тогда как в дистанции восприятия человек прорывает “горизонт” ощущения, объективируя последнее в языке. Ощущение и восприятие — не различные функции, но различные способы коммуникации с миром; они соотносятся как слышание и слушание, касание и ощупывание, как крик и слово и т. п. По Штраусу, не ощущение, а восприятие является первичной формой познания: мир предстает здесь как объект наблюдения. Контуры предметности, соотношение аффективного (“патического”) и “гностического” моментов многообразно меняются с изменениями характера контакта (коммуникации) в различных модальностях ощущения (нейтральное для видения может быть отвратительным для осязания и т. п.). Каждая из модальностей характеризуется специфической формой времени, пространства, спонтанного движения (“оптическое пространство” целенаправленного движения и задаваемое ритмическим звучанием “акустическое пространство” танца — ненаправленного движения, обращенного на себя, и т. п.; наряду с “психологией действия” и “физиологией движения” Штраус требует создания “психологии движения”), свободы и зависимости (активность видения и пассивность слышания, боль, загоняющая нас в тело и одновременно отчуждающая нас от него, и т. д.), дистанции (видение как чувство дали и осязание с его отсутствием “там” и непрерывно меняющимся фрагментарным “здесь” в горизонте пустоты), физиогномики, измеряемости, сообщаемости и т. п. “Социальные” возможности различных модальностей — тема “социологии чувств” (интимность осязания; возможность совместной направленности на что-либо в видении; превозмогающая сила звучания, захватывающая огромное множество людей, и г п.). Единство чувств, проявляющееся, в частности, в синестезии (наличии “соощущений” других модальностей), не может быть выведено ни из внешних “стимулов” (цвет, звук, запах и т. д.), ни из способов их физического воздействия (звуковые, электромагнитные волны), ни из физиологии органов восприятия, оно коренится в единстве переживающего (ощущающего) субъекта и может быть понято, т. о., только психологически. “Даль” как пространственно-временная форма, в которой развертывается ощущение, сама не ощущается, она соотносительна с возможностями движения-чувствования живого существа (различными в зависимости от его позы, состояния, от того, больно оно или здорово и т. п.).
    Автор психологических и философско-антропологических работ по проблемам внушения (1925), стыда (1933), прямохождения человека (1949) и др.
    Соч.: Geschehnis und Erlebnis. В., 1930; Psychologie der menschlichen Wit. Gesammelte Schriften. B., I960.
    Лит.: Conditio humana. Erwin W. Straus on his 75th birthday, ed. by W.V.Baeyer a. R. М. Griffith. B.-HdIb.-N. Y., 1966 (библиогр. с. 334-337).
    Ю. H. Horne

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 504
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • Гетерогенность Живого Движения
  • гетерогенность живого движения
  • Дети как свидетели
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • красота как методологический принцип познания
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • ШТРАУС
  • ШТРАУС Давид Фридрих



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь