ХАРТСХОРН


ХАРТСХОРН
    ХАРТСХОРН (Hartshome) Чарльз (5 июня 1897, г. Китгеннинг, штат Пенсильвания, США — 9 октября 2000, г. Остин, штат Техас, США) — американский религиозный философ, создатель неоклассической метафизики. Закончил Гарвардский университет, изучал философию в университетах Марбурга и Фрейбурга. В 1925—28 преподавал в Гарвардском университете (ассистировал ? ?. Уайтхеду), в 1928—55 — в Чикагском университете, в 1955—62 гг. — профессор философии в Эмори университете, с 1962 — в Техасском университете.
    В 1930—40-х гг. Хартсхорн опубликовал ряд работ, в которых проводил мысль, что идея Бога должна быть результатом рациональной рефлексии относительно не только человека, но и космического процесса. При обосновании своей философско-религиозной позиции апеллировал к науке и современным гносеологическим и логическим средствам. Он выступил с необычной для протестантской мысли заявкой на создание цельной теологически-метафизической системы, аналогичной системе Фомы Аквинского, в основу которой положил религиозно интерпретированные идеи философии А. Н. Уайтхеда. Свою позицию он называл “метафизикой становления и относительное ги”, “естественной теологией”, “неоклассической метафизикой”, “процесс-философией” и др. Хартсхорн считал правомерным классическое понимание метафизики как исследования бытия, но при условии построения ее не на субстанциалистских, а на процессуальных и релятивистских категориях — времени, становления, событийности и т. п. Возможность логически непротиворечивого обоснования метафизического и гносеологического реализма Хартсхорн связывает с принятием посылки о наличии континуума, объединяющего субъект и объект в познавательном опыте, которую дает панпсихизм: все (в т. ч. и считающиеся физическими) элементы опыта проникнуты “чувством” и “социальностью” (отсюда физику он предлагал включать в психологию, а не наоборот).Через “социальность” (или, в христианских категориях, “божественную любовь”) индивидуальный опыт человека переплетается с универсальным “божественным опытом”.
    В книгах “Божественная относительность: социальная концепция Бога” (The Divine Relativity: A Social Conception of God. New Haven, 1948), “Реальность как социальный процесс: исследования метафизики и религии” (Reality as Social Process: Studies in Metaphysics and Religion. Boston, 1953), “Логика совершенства и другие очерки по неоклассической метафизике” (The Logic of Perfection and the Other Essays m Neoclassical Metaphysics. La Salle, 1961) Хартсхорн, основываясь на идеях органицизма, панпсихизма и социальности, развивает теологию, которую называет панентеизмом. В противоположность классическому теизму, изображающему Бога как трансцендентное миру абсолютное бытие, а также пантеизму, растворяющему Бога в тотальности изменчивого мира, он приписывал Богудиполярную или “соотносительную” природу. Согласно его концепции, Бог есть творческий процесс познания собственного становления, развертывающийся в мире по мере актуализации заключенных в нем возможностей. Бог совершенен, но только в смысле имеющихся в нем потенций превосходить случайные и несовершенные события мира. В соотносительности Бога и мира воссоединяются полярности имманентного и трансцендентного, совершенства и ограниченности, активного и пассивного, случайного и необходимого, личностного и социального.
    В 1970—80-е гг. идеи неоклассической метафизики Хартсхорна получили дальнейшее развитие в “теологии процесса”, в работах его учеников — Дж. Кобба, С. Огдена, Д. Гриффина и др. В США создан Центр по изучению философии процесса, с 1971 издается журнал “Процессуальные исследования”, объединивший вокруг себя как протестантских, так и католических мыслителей. Философия Хартсхорна широко обсуждается в европейской религиозной мысли и оказала влияние на различные варианты “естественной теологии”.
    Соч.: Philosophy and Psychology of Sensation. Chi., 1934; Beyond Humanism: Essays in the New Philosophy of Nature. Chi.—N. Y, 1937; Man's 'Vision of God and the Logic of Theism. N. Y., 1937; Anselm's Discovery. La Salle, 1967; Creative Synthesis and the Philosophical Method. L., 1970; Omnipotence and Other Theological Mistakes. Albany (N. Y.), 1984; Wisdom as Moderation: A Philosophy of Middle Way. Albany (N. Y), 1987.
    Лит.; Юлим Н. С. “Неоклассическая метафизика” Чарльза Хартсхорна.— В кн.: Теология и философия в религиозной мысли США XX века. М., 1986, с. 106—118; ConnellyK. J. Whitehead Hartshome: Basic Metaphysical Issues. Wash., 1981; Ch. Hartshome's Concept of God. Dordrecht, 1990; ShofuerR. D. Anselm Revisited. A Study of the Role of the Ontological Argument in the Writings of Karl Barth and Charles Hartshome. Leiden, 1974; Becoming and Being: The Doctrine of God in Charles Hartshome and Karl Barth. Oxf, 1978; Existence and Actuality: Conversations with Charles Hartshome. Chi.—L., 1984.
    Н. С. Юлина

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 393
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О НАЧАЛАХ (Опыт христианской метафизики)”
  • “ОПЫТ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЙ МЕТАФИЗИКИ. Творчество и объективация”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “РЕКОНСТРУКЦИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ В ИСЛАМЕ”
  • “СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или О законах мира физического и мира духовного”
  • “У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ (Черты конкретной метафизики)”
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • Ассамблеи Бога (Собрание Божье)
  • бог как источник и гарант познания
  • Боящиеся Бога
  • возвышение бога солнца
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • Имена Бога
  • Как делать вещи при помощи слов
  • Комитет по профессиональной психологии (США) (American Board Of Professional Psychology)
  • Международная Церковь Бога Во Христе
  • Независимая Ассамблея Бога
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • Семья Детей Бога (Общество Духовного Просвещения)
  • СМЕРТЬ БОГА
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ТЕОЛОГИЯ МЕРТВОГО БОГА
  • Философия науки (philosophy of science)
  • Церковь Бога
  • Церковь Бога Во Христе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь