РИШАРД СЕН-ВИКТОРСКИЙ


РИШАРД СЕН-ВИКТОРСКИЙ
    РИШАРД СЕН-ВИКТОРСКИЙ (Richardus a Sanct Victore Parisiensis, Richard de Samt-Victor) (OK. 1123, Шотландия — 10 марта 1173, Париж) — средневековый теолог-мистик и библейский экзегет; “великий созерцатель” (magnus contemplator). Уставной каноник, приор (с 1162) августинской Конгрегации св. Виктора; представитель Сен-Викторской школы. Среди основных произведений: “О Троице” (De Trinitate), “Извлечения” (Tractahis Exceptionum), “О приутотовлении души к созерцанию, или Вениамин Меньший” (De praeparatione anirni ad contemplationem, liber dictus Benjamin Minor) и “О благодати созерцания, или Вениамин Больший” (De gratia contemplatioius, seu Benjamin Major).
    Развивая идеи своих учителей, Бернарда Кяервоского и 1^го Сея• ВчКторского, Ришард выстраивает тщательно разработанную систему восхождения человеческой души к Богу по ступеням мистического созерцания. Считая существенным условием духовной жизни нравственную чистоту души и способность ее к самопознанию, он сравнивает волю и разум человека е двумя женами Иакова, Лией и Рахилью: как Иаков сочетался сначала с Лией и произвел от нее потомство, так и воля сперва должна быть оплодотворена Духом Божьим, чтобы родить в себе добродетели; и как потом Рахиль родила от Иакова Иосифа и Вениамина, так и разумная душа должна обратиться вслед за этим к самой себе и предаться созерцанию Бога сначала в себе как в зеркале (“Иосиф”), а после этого и напрямую (“Вениамин”).
    Отвергая учения тех диалектиков, которые ищут какой бы то ни было мудрости помимо христианского учения и предпочитают следовать Аристотелю более, чем Христу, Ришард при этом (вслед за Ансельмом Кентерберийским) обращается в “О Троице” к “вере, ищущей разумения” (fides quaerens intellectum) и, не отказываясь от попытки понять столько, сколько вообще доступночеловечеекому разуму, намеревается показать не только возможные, но и необходимые основания христианской веры в существование Бога, в Его единство и троичность, вечность и всемогущество.
    Указанное восхождение души следует, согласно Ришарду, начинать с обращения к вещам и явлениям, существование которых дано нам в чувственном опыте, т. е. к миру возникновения и уничтожения, который, однако, “не вечен и не необходим по своей природе”. Следовательно, сам факт его бытия, являющийся для нас несомненным, объясним лишь через признание существования иных бытийственных уровней: “вечного, но не необходимого по своей природе” (сверхчувственный мир пребывающих в телах форм, а также душ и ангелов) и “вечного и необходимого по своей природе” (Бог как основание и источник всякой возможности существования, Его умопостигаемые атрибуты и превосходящая всякое познание сущность).
    Так, последовательно используя свои способности чувственного воображения, разумного постижения и созерцания, душа сначала испытывает расширение, плавясь, подобно воску, затем — возвышение, впуская в себя божественный свет, и, наконец, отчуждение от себя самой, от своего чувства, воли и разума, сливаясь с Богом в мистическом созерцании, когда “часть становится не менее целого, а целое не более части”. К этой высшей ступени мистической жизни (описываемой Ришардом как смерть Рахили при рождении Вениамина) человек можетсебя лишь приуготовить, но достичь ее без божественной благодати он не в силах. Причем созерцаемое им — во избежание ереси — должно непременно поверяться авторитетом Св. Писания.
    Примечательно, что в своей оценке духовной практики и созерцательного опыта христианина Ришард (подобно Бернарду) делал особый акцент на анализе его эмоционально-психической жизни, что вело к формированию представления о человеческой личности как неповторимой индивидуальности, несводимой к какой-либо всеобщей природе, или субстанции (телесной, душевной, духовной). Учение Ришарда СенВикторского о мистическом восхождении души к Богу оказало заметное влияние на сходные построения позднейших мыслителей, в частности Бонавентуры и Ж. Жерсона.
    Соч.: MPL, 1.196, col. 1 -1379.
    Лит.; Carmelo 0. Riccardo di San Vittore. Roma, 1933; Dumeige G. Richard de Saint-Victor et l'idee chretienne de l'amour. P., 1952; EbnerJ. Die Erkenntnislehre Richards von Sankt Viktor (Beitrage zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd. XIX, Heft 4). Munster i. W, 1917; Lenglart M. La theorie de la contemplation mystique dans l'oeuvre de Richard de Saint-Victor. P., 1935.
    A. M. Шишков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 939
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ТРАКТАТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “СТРАСТИ ДУШИ”
  • “Трактат о человеческой природе”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ТРАКТАТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Адам Сен-Викторский
  • бог как источник и гарант познания
  • ВАЛЬТЕР СЕН-ВИКТОРСКИЙ
  • ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ ДУШИ И ТЕЛА
  • ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ
  • ДУШИ ГЛУБИНЫ
  • души небесные и земные
  • ДУШИ ПРЕВРАЩЕНИЯ
  • знание-как и знание-что
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • Метафизика Души В Русской Психологии На
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • ПАМЯТЬ ДУШИ
  • Рамка как будто
  • РИШАР СЕН-ВИКТОРСКИЙ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Трактат о человеческой природе
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь