ОРУЭЛЛ


ОРУЭЛЛ
(Orwell) Джордж (псевд., настоящее имя и фамилия Эрик Артур Блэр (Blair) (1903—1950) — англ. писатель и публицист, давший одно из самых ярких и глубоких описаний тоталитарного общества. Оказал значительное влияние на понимание современной социальной философией двух основных версий радикального социализма — коммунизма и национал-социализма. В молодости О. искренне верил в близкое всемирное торжество социализма, участвовал в гражданской войне в Испании на стороне республиканцев, был ранен. Разочаровавшись в революционных идеалах, перешел на позиции либерального реформаторства. Большое влияние на творчество О. оказали Дж. Свифт, С. Батлер, Д. Лоренс, Е.И. Замятин.
Известность О. связана с его сатирой «Ферма животных» (1945) и с романом-антиутопией «1984» (1949), в котором изображена социалистическая система, пришедшая на смену капиталистической. Новое общество полностью отрицает свободу и автономию личности. Для него характерны: мобилизация всех сил для реализации глобальной цели; концентрация власти в руках одной партии, направляемой вождем; безраздельная монополия на средства коммуникации; считаемая единственно верной идеология; полный контроль за общественной и частной жизнью; жестокое насилие в отношении всех инакомыслящих и несогласных; постоянные поиски врагов, с которыми ведется непримиримая война; материальная нищета и всеобщий страх.
Вместе с тем коллективистическое общество, описываемое О., ориентировано не на углубление социалистического (коммунистического) образца общественного устройства, а на простое воспроизведение в условиях современного индустриального общества древнего коллективистического образца. Социализм, боровшийся за власть, пишет О., долгое время прибегал к помощи таких слов, как «свобода», «справедливость» и «братство». Революции устраивались под знаменем равенства. «Однако все варианты социализма, появлявшиеся после 1900 года, более или менее открыто отказывались считать своей целью равенство и братство. Новые движения, возникшие в середине века... ставили своей целью увековечение несвободы и неравенства... Целью их было в нужный момент остановить развитие и затормозить историю». Стабилизация общества и нерушимое неравенство — идеалы как раз древнего коллективизма.
Поскольку общество, рисуемое О., основывается не на любви и справедливости, а на ненависти и стремится вытравить у своих индивидов все чувства, кроме страха и самоуничижения, такое общество может существовать только в атмосфере жестокой борьбы с внутренними и внешними врагами. Один из идеологов этого общества говорит: «Никогда не прекратятся шпионство, предательство, аресты, пытки, казни, исчезновения. Это будет мир террора — в такой же степени, как мир торжества... Ереси будут жить вечно. Каждый день, каждую минуту их будут громить, позорить, высмеивать, а они сохранятся ... У нас всегда найдется еретик — и будет здесь кричать от боли, сломленный и жалкий, а в конце, спасшись от себя, раскаявшись до глубины души, сам прижмется к нашим ногам».
О. описал стиль тоталитарного мышления и тоталитарный образ жизни. Он обрисовал, в частности, постоянное тяготение этого мышления к парадоксу и соединению несовместимых понятий. В обществе будущего министерство мира ведает войной, министерство любви — охраной порядка, а бесконечно повторяемые партийные лозунги: «Война — это мир», «Свобода — это рабство», «Незнание — сила». Такое диалектическое мышление О. называет «двоемыслием», означающим «способность одновременно держаться двух противоположных утверждений». О. хорошо понимает основную цель диалектики (двоемыслия) — быть грандиозной системой умственного надувательства: «Успехи партии зиждятся на том, что она создала систему мышления, где оба состояния существуют одновременно. И ни на какой другой интеллектуальной основе ее владычество нерушимым быть не могло». Главный герой романа О. работает в министерстве правды, занятом постоянным переписыванием истории: поскольку прошлое истолковывается в обществе будущего как обоснование и оправдание настоящего, то с изменением «настоящего» должно неминуемо меняться и прошлое. «Ежедневно и чуть ли не ежеминутно прошлое подгонялось под настоящее. Историю, как старый пергамент, выскабливали начисто и писали заново — столько раз, сколько нужно. И не было никакого способа доказать потом подделку».
О. в художественной форме выразил основную социальную тенденцию 20 в.: на смену капитализму постоянно готова прийти какая-то разновидность социализма, причем новое общество окажется тоталитарным.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


ОРУЭЛЛ
        (Orwell) Джордж [псевд.; наст. имя и фам. Эрик Артур Блэp (Blair)] (25.6.1903, Мотихари, Индия, — 21.1.1950, Лондон), англ. писатель и публицист. Представитель совр. антиутопии, оказавший после 2-й мировой войны значит. влияние на зап. обществ. мысль и бурж. социологию. В кон. 20-х гг. сблизился с мелкобурж. радикалами; в рядах анархистской организации ПОУМ участвовал в гражд. войне 1936—39 в Испании, был ранен и, разочаровавшись в революц. идеалах, перешёл на позиции либерального реформизма и антикоммунизма. Большое влияние на творчество О, оказали Дж. Свифт, С. Батлер, Дж. Лондон, Д. Лоренс, Е. И. Замятин. Известность О. принесли очерки о бедственной жизни англ. шахтёров, воспоминания о войне в Испании, лит.-критич. и публицистич. работы. Однако лит. и политич. репутация О. связана почти исключительно с его сатирой «Ферма животных» («Aniinal farm», 1945), проповедующей бессмысленность революц. борьбы, и с романом-антиутопией «1984 год» (194?), в котором изображается общество, идущее на смену капитализму и бурж. демократии. Непосредств. целью этого романа было развитие до логич. абсурда концепции Дж. Бёрн-хема о т. н. революции управляющих и её социологич. и лит.-художеств, критика. Будущее общество, по О.,— тоталитарный иерархич. строй, покоящийся на изощрённом физич. и духовном порабощении масс, полном попрании свободы и достоинства личности; это общество материальных лишений, всеобщего страха и ненависти.
        С субъективно-идеалистич. позиций О. рассматривает проблемы отчуждения, свободы и необходимости, истинности знания, манипуляции, сознанием и поведением личности, пытается обосновать волюнтаризм в политике. Предостережение о некоторых опасных тенденциях и протест против подавления свободы личности сочетаются с проповедью бесперспективности освободит. борьбы трудящихся за лучшее будущее, что позволило идеологам реакции воспользоваться творчеством О. для широкой антикоммунистич. пропаганды. Мн. образы, метафоры и афоризмы О. широко употребляются в совр. бурж. социологии, политологии, журналистике и пр. В 60—70-х гг. на Западе возрос интерес к идейному наследию О., за которое ведут острую борьбу как реакционные, ультраправые силы, так и мелкобурж. радикалы, усматривающие в О. предшественника «новых левых» и считающие, что мн. тенденции совр. зап. общества предвосхищены в оруэлловских описаниях 1984 года.
        Down and out in Paris and London, L., 1933; Burmese days, ?, ?., 1934; The road to Wigan Pier, L., 1937;Нопище to Catalonia, L., 1938; Coming up for air, L., 1939; The collected essays, journalism and letters of G. Orwell, ed. by S. Orwell and J. Angus, v. 1—4, ?. ?., 1968 (библ.).
        Мортон А. Л., Англ. утопия, пер. с англ., ?., 1956, гл. 7; Семенов Ю. Н., Обществ. прогресс и социальная философия совр. буржуазии, М., 1965, гл. 2, § 2; Шахназаров Г., Этот прекрасный новый мир в этом пресловутом 1984 г., «Иностр. литература», 1979, № 7; Rees R., George Orwell fugitive from the camp of victory, Carbondale, 1962; The world of George Orwell, ed. M. Gross, N. Y., 1972; Stansky P., Abrahams W., The unknown Orwell, L.. 1972; Burgess A., 1985, Boston, 1978; Crick В., Orwell George: A life, L., 1980.
        Э. А. Араб-Оглы.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ОРУЭЛЛ
(Orwell)
Джордж, настоящее имя и фамилия Эрик Артур Блэр (Blair) (род. 25 июня 1903, Мотихари, Индия – ум. 21 янв. 1950, Лондон) англ, писатель, один из классиков современной антиутопии. После второй мировой войны оказал значительное влияние на всю западную общественную мысль своими произв., резко обличительно направленными против тоталитаризма в любой его форме. Его сатира «Ферма животных» («Animal farm», 1945) проповедует абсолютную бессмысленность разрушительной революционной борьбы, а роман-антиутопия «1984 год» (1949) изображает общество полностью тоталитарного иерархического строя, покоящегося на изощренном физическом и духовном порабощении людей, абсолютном попрании свободы и достоинства личности, общество материальных лишений, всеобщего страха, шпионажа, доносов и ненависти. Его работы явились своеобразным предостережением западным демократиям об опасностях тоталитарного перерождения. Многие образы, метафоры и афоризмы Оруэлла широко применяются современными социологами, политологами, журналистами, справедливо полагающими, что в произв. писателя предвосхищены многие тенденции развития и феномены 20 в.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ОРУЭЛЛ
(Orwell), Джордж (псевдоним Эрика Артура Б л э р а; Blair; 1903 – 21 янв. 1950) – англ. писатель и публицист. Представитель антиутопич. лит-ры, О. приобрел известность антикоммунистич. сочинениями и оказал серьезное влияние на формирование обществ. мнения в капиталистич. странах Запада, а также на совр. бурж. социологию.
О. родился в Индии, в семье англ. колониального чиновника, окончил Итонский колледж в 1922; служил в брит. полиции в Бирме. Затем уехал в Европу, где бедствовал много лет. Подпал под влияние троцкистов; в рядах их военной организации ПОУМ участвовал в гражд. войне в Испании; вскоре разочаровался в своих революц. и демократич. идеалах. В годы 2-й мировой войны О. служил в англ. ополчении, был рабочим на заводе; с 1943 – комментатор, а затем директор еженедельника "Tribune". Первые произведения О. во многом автобиографичны и описывают жизнь и борьбу обездоленных и деклассированных слоев общества.
Известность О. принесли кн. "Ферма животных" "Animal farm" (1945), проповедующая бессмысленность борьбы угнетенных за свое освобождение, и позже "1984 год" (1949) – роман-антиутопия, описывающий ужасы тоталитарного гос-ва, к-рое идет на смену капиталистич. обществу и бурж. демократии. Этот роман представляет собой своеобразную интерпретацию и литературно-художеств. критику концепции Дж. Бёрнхема о т.н. революции управляющих. Действие романа происходит в утопич. Океании, одной из трех супердержав, поделивших между собой земной шар и ведущих непрерывную войну друг с другом с целью эксплуатации дешевой рабочей силы в тропич. странах и увековечивания власти новой олигархии над собств. народом. Будущее общество, по О., выглядит как кастовый, иерархич. строй, покоящийся на суровом полицейском режиме, изощренном духовном порабощении масс и полном попрании свободы и достоинства личности вплоть до пресечения любви и семейных привязанностей; это – общество материальных лишений, всеобщего страха и взаимной ненависти. В текст романа вплетены две главы – "Война – это мир" и "Невежество – это сила", в к-рых приводятся псевдотеоретич. обоснования подобного строя, а в приложении дан трактат "Принципы новоречи", своего рода руководство о том, как исключить всякую возможность появления еретич. мыслей в сознании людей посредством соответствующей трансформации языка.
На протяжении всего романа рассматривается целый ряд филос. и социологич. проблем: происхождение и социальные корни отчуждения, свобода и необходимость, смысл политич. власти, социальные последствия научных и технич. открытий, роль идеологии и возможность манипуляции обществ. и личным сознанием, излагаются доводы в пользу субъективного идеализма, волюнтаризма в политике и необъективности нашего знания.
Предостережение о нек-рых опасных тенденциях в обществ. развитии и протест против подавления свободы личности сочетаются с проповедью безысходности борьбы за лучшее будущее.
Обе книги О. были изданы миллионными тиражами, переведены на многие языки мира. Стараниями бурж. пропаганды они оставили серьезный след в мировоззрении мн. людей капиталистич. Запада. Мн. образы О. стали нарицательными, а его афоризмы превратились в "крылатые выражения" в бурж. журналистике и лит-ре. В наст. время к книгам О. постоянно обращаются во взаимной полемике как антикоммунистич., ультраправые элементы, так и либеральные деятели, напр. Фромм, к-рый видит "много... черт нашего теперешнего западного общества в оруэлловских описаниях 1984 года" (см. "1984", 26 th. ed., Afterworkd, p. 266, (?. ?., 1962).
Соч.: Down and out in Paris and London, L., 1933; Burmese days, N. Y., 1934; The road to Wigan Pier, L., 1937; Homage to Catalonia, L., 1938; Coming up for air, L., 1939; Inside the whall, L., 1940; The Lion and the Unicorn. Socialism and the English genius, L., 1941; Critical essays, L., 1946; James Burnham and the managerial revolution, L., 1946; Shooting an elephant, L., 1950; Selected writings, L., 1958
Лит.: Мортон А. Л., Англ. утопия, пер. с англ., М., 1956, гл. 7; Семенов Ю. Н., Обществ. прогресс и социальная филос. совр. буржуазии, М., 1965, гл. 2, § 2.
Э. Араб-Оглы. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 561
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • «ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО»
  • «ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Где это было?
  • ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
  • ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО И КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
  • КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
  • МЕСЯЦ Одно из двенадцати главных подразделений года. Первоначально в солнечном календаре месяц в принципе должен был соответствовать знаку Зодиака, хотя в нынешнем календаре это соответствие утеряно. Названия месяцев, во многих отношениях утратившее
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Наука, техника и общество в Англии XVII века
  • ОБЩЕСТВО
  • ОБЩЕСТВО
  • Общество
  • Общество
  • ОБЩЕСТВО
  • ОБЩЕСТВО АБСТРАКТНОЕ
  • ОБЩЕСТВО КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ
  • ОБЩЕСТВО ОТКРЫТОЕ
  • ОБЩЕСТВО ПЕРВОБЫТНООБЩИННОЕ
  • ОБЩЕСТВО ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ
  • ОБЩЕСТВО ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКОЕ
  • ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ
  • ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ
  • ОБЩЕСТВО ПРИМИТИВНОЕ
  • ОБЩЕСТВО РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ
  • ОБЩЕСТВО СВЕТСКОЕ
  • ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Формы знания и общество



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь