НОВАЛИС


НОВАЛИС
(Novalis), псевдоним; настоящее имя — Фридрих фон Харденберг (Hardenberg) (1772—1801) — философ, поэт, один из вождей йенского романтизма. Изучал право в Йене, Лейпциге, Виттенберге, в 1797 — горное дело во Фрейбурге. Некоторое время работал горным инженером на саксонских соляных копях.
Во фрагменте «Ученики в Саисе», поэтическом цикле «Гимны к ночи», незаконченном романе «Генрих фон Офтердинген», в сборнике фрагментов и афоризмов обрисовал контуры филос. мировоззрения, ставшего активным ферментом будущего романтизма. Свою философию Н. называл «магическим идеализмом», подразумевая под этим двуединую задачу одухотворения природы и воплощения в конкретную реальность идеальных потенций человека. Залогом осуществления этой цели Н. считал «магию» слова и способность поэтического воображения. «Магический идеализм» — программа целостного физического и духовного преображения человека, который должен отказаться от репрессивного отношения абстрактной рациональности к природе и осознать скрытые в индивидуально-чувственном обобщающие силы. Просвещенческий рационализм, по Н., ошибочно подменил задачу творческого культивирования чувства гипертрофией мысли: «Мысль — это только сны ощущения, умершее чувство...» (ср. с учением Гёте о пра-феномене). Чуждый Просвещению как мыслитель, реабилитировавший Средневековье, и поэт, воспевавший таинственное единство любви и смерти, Н. в то же время своеобразно продолжает просвещенческую трактовку творчества как трудового преображения природы.
Философия, по Н., это «искусство извлекать мыслью мировую систему из глубин нашего духа». Дух — это «жизнь жизни», возвращающая природе смысл. Природа же — это набросок того, чем должен стать наш дух в своем развитии. Для мыслительного стиля Н. особенно характерно выстраивание восходящих рядов разноприродных явлений и нахождение соответствий и «перекличек» между элементами внешне несходных рядов. Причем Н. использует не только аналогию, в рамках которой одно явление объясняется через др., но и метод связи «несходного с несходным», при котором явления приобретают смысл, вступая в отношения взаимошифрования. Это делает Н. родоначальником нового символизма. Свою мистическую натурфилософию (в которой ощущается влияние Я. Бё'ме) Н. тесно увязывает с мистической историософией, в центре которой учение о «золотом веке», ждущем спасенное поэзией и религией человечество. Сценарий спасения сжато изложен в романе «Генрих фон Офтердинген» (вставная «сказка Клингсора», ч. 1, гл. 9). Статья «Христианство, или Европа» (1799), посвященная толкованию роли католицизма и протестантизма в европейской судьбе (и решительно отвергнутая поначалу единомышленниками), стала первым манифестом христианского консерватизма и обозначила конец эпохи Просвещения.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


НОВАЛИС
        (Novalis) [псевд.; наст. имя и фам.—Фридрих фон Харденберг (Hardenberg)] (2.5.1772, Видерштедт, ок. Мансфельда,—25.3.1801, Вайсенфельс), нем. поэт и философ, представитель раннего романтизма в Германии (кругт. н. йенских романтиков). Как Ф. Шлегель и Шеллинг, первоначально испытал влияние «Наукоучения» Фихте, однако фихтевскую субъективную диалектику сознания Н. трансформировал в объективно-идеалистич. диалектику природы. Её осн. тезис — утверждение дискретности мира и одновременно нерасчленённости его стихийной подосновы, вследствие чего мир следует понимать как единое целое. Специфическим для Н. является представление о противоположностях как о двух рядах явлений, из которых один выступает как обозначение другого, что ведёт к возможности всеобщего перехода, экстатич. игре сущностей и имён (ввиду этого Н. называл свою философию «магич. идеализмом»).
        Человек как микрокосм, преодолевая внутр. разобщение, должен стремиться к единству; ум, рассудок, фантазия суть отд. функции скрытого в глубине «Я», недоступного для языка слов (влияние нем. мистики, особенно Бёме). «Я» и мир тоже подлежат конечному соединению в процессе их взаимопроникновения, интуитивного «вчувствования» индивида в объект познания, что с наибольшей полнотой достигается поэтом в процессе творч. акта. Искусство как высшая сфера духовной деятельности осуществляет слияние науки, религии, философии; к этому Н. стремился в своём творчестве, в частности при разработке поэтически-филос. жанра фрагмента. В лирич. цикле «Гимны к ночи» («Hymnen an die Nacht», 1800) в аллегорич. форме утверждается превосходство бесконечного небытия над конечной жизнью.
        В поисках обществ. идеала Н. обращался к ср. векам, где видел единство духовной культуры, строгую иерархию социальных организаций, гегемонию духовной власти и «заботу» об индивиде; в ср.век. Европе усматривал прообраз идеального государства будущего по контрасту с современным ему бурж. обществом («Христианство и Европа», 1799, опубл. 1826).
        Schriften, hrsg. v. P. .Kluckhohn und R. Samuel, Bd l — , Stuttg., 19773—; в рус. пор.— Фрагменты, М., 1914; Ученики в Синее, в сб.: Не:«, романтич. повесть, т. 1, М.— Л., 1935.
        Беpковский Н. Я., Романтизм в Германии, Л., 1973; Haerlng Tli., Novalis als Philosoph, stuttg., 1954; Ritter H., Der unbekannte Novalis, Gott., 1967.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


НОВАЛИС
(Novalis)
псевдоним Фридриха фон Гарденберга (род. 2 мая 1772, Обервидерштедт, близ Геттинштедта, Саксония – ум. 25 марта 1801, Вайсенфельс) – нем. поэт и философ. Во «Фрагментах» (1802) на основе романтики и христианства Новалис пытался обосновать философию «магического идеализма», проповедующую полярность, динамическое равновесие реальности, идеи и фантазии в каждом человеке и равновесие между человеком и миром. Отдельные произв. Новалиса изданы в рус. пер.: «Фрагменты», 1914; «Ученики в Саисе» в сб. «Нем. романтическая повесть», т. 1, 1935.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


НОВАЛИС
(Novalis, псевд.; наст. имя – Фридрих фон Х а р д е н б е р г, von Hardenberg; 2 мая 1772 – 25 марта 1801) – нем. писатель и философ, представитель раннего романтизма в Германии (т.н. иенской школы романтиков). Учился в ун-тах Иены, Лейпцига, Виттенберга (философия, юриспруденция), позже изучал горное дело во Фрейбурге. Как Ф. Шлегель и Шеллинг Н. первоначально исходил из философии Фихте, но вскоре преодолел ее и развивался (как и Шеллинг) в направлении объективно-идеалистич. философии природы (в частности, под влиянием Спинозы). Осн. задачу философии Н. видел в том, чтобы понять мир как единое целое, исходя из идеи полярности противоположных начал, неразрывно связанных друг с другом. Центр. противоречием мира для Н. является его дискретность и одновременно нерасчлененность его стихийной подосновы; с этой т. зр. он рассматривал и историю философии [фрагменты Н., опубликованные в журн. "Атенеум", 1798, начинаются со слов: "Мы повсюду ищем безусловное (das Unbedingte) и находим только вещи (Dinge)" (см. Schriften, hrsg. v. J. Minor, Bd 2, Jena, 1907, S. 111) ]. Специфическим для Н. является представление о противоположностях как двух рядах явлений, из к-рых один выступает как обозначение другого. Сама природа есть язык, подлежащий разгадке, и повсюду в природе Н. усматривает письмена, иероглифы (см. "Ученики в Саисе" в кн.: "Нем. романтич. повесть", т. 1, М.–Л., 1935, с. 109). Обратимость обозначающего и обозначаемого определяет их единство и конечное совпадение, что ведет к возможности всеобщего перехода одного в другое, трансформации вещей, экстатич. игре сущностей и имен (ввиду этого Н. называл свою философию "магическим идеализмом"). Человек как микрокосм в своем разобщении должен стремиться к единству – ум, рассудок, фантазия суть отд. функции скрытого в глубине "Я", недоступного для языка слов (идея мистиков о словесной невыразимости сокровенной сущности мира; среди романтиков Н. в наибольшей степени испытал влияние Бёме). "Я" и мир тоже подлежат конечному соединению. Идеалом познания является объединение иск-ва, науки и философии, к этому слиянию Н. стремился в своем творчестве. Метафизика Н. получила художеств. выражение в поэтич. цикле "Гимны к ночи", где воспевается стихийное первоначало мира. Отсюда идет прямая линия к философии Шопенгауэра, Ницше и др. В основе идеи иск-ва как мифотворчества, развитой Н. во "Фрагментах", лежит представление о магически творящей силе слова. Центр. произв. Н. – роман "Генрих фон Офтердинген" (В., 1802, рус. пер., М., 1914, П., 1922), начинаясь как роман воспитания (Bildungsroman), перерастает в миф о творении и искуплении мира.
Обществ. взгляды Н. изложены в его ст. "Христианский мир или Европа" ("Die Christenheit oder Europa", 1799, опубл. в 1826). Рассматривая появление протестантизма, падение авторитета религии и наступление "атеистического периода" как исторически закономерное явление, Н. по контрасту с судьбой личности в бурж. обществе (см. такжепритчи, в кн.: Schriften, Bd l, Jena, 1907, S. 265) видел прообраз идеального гос-ва будущего, осуществляющего единство духовной культуры, в ср.-век. устройстве общества с его строгой иерархией, гегемонией духовной власти и "заботой" об индивиде. Залог синтетич. культуры будущего Н. видел и в совр. ему расцвете науки и искусства.
Соч.: Schriften, Bd 2, Stuttg., 1965.
Лит.: Гайм Р., Романтич. школа, пер. с нем., М., 1891; Жирмунский В., Нем. романтизм и совр. мистика, СПБ, 1914; Fridell ?., Novalis als Philosoph, Munch., 1904; Simon H., Der magische Idealismus, Hdlb., 1906; Hartmann N., Die Philosophie des deutschen Idealismus, Tl 1, В.–Lpz., 1923; Carlsson ?., Die Fragmente des Novalis, Basel, 1939; Kamla H., Novalis' Hymnen an die Nacht, Kbh., 1945; Вesset N., Novalis et la pensee mystique, P., 1947; Biser E., Abstieg und Auferstehung. Die geistige Welt in Novalis' Hymnen an die Nacht, Hdlb., 1954; Haering Th., Novalis als Philosoph, Stuttg., 1954.
Ал. В. Михайлов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


НОВАЛИС
    НОВАЛИС (Novalis), наст. имя и фамилия — Фридрих фон Харденберг (Hardenberg) (2 мая 1772, Видерштедт, ок. Мансфельда — 25 марта 1801, Вайсенфельс) — немецкий поэт и философ, представитель раннего романтизма. Близкий друг Ф. Шлегеля. Получил естественнонаучное образование. Испытал сильное влияние Фихте и в меньшей степени Канта. Его философская система, которую он назвал “магическим идеализмом”, сочетает в себе диалектические и натурфилософские тенденции с идеями, почерпнутыми в восточных и западных мистических учениях. В магическом созерцании, воплощающемся в поэзии, возникает образ мира как единого целого. Поэзия как универсальный способ познания высшей сверхчувственной реальности (Бога) соединяет разум, чувство и волю в творческой деятельности. Противоположности переходят друг в друга и находятся в отношении взаимопредставленности, которое носит знаковый характер. Отсюда характерное для Новалиса утверждение мистической природы знака (слова), в котором представлены вещь и ее сущность. Выявить эту скрытую взаимосвязь и магически воздействовать на нее может только гений (поэт). Свои философские идеи Новалис выражал в форме фрагмента, заключающего в себе элементы эссе и афоризма. Идеал общественного и государственного устройства видел в средневековой Европе с ее строгой сословной иерархией и религиозностью (“Христианство или Европа” (Das Christentum oder Europa), 1799, опубл. 1826).
    Соч.: Schriften, hrsg. von P. Kluckhohn und R. Samuel, Bd. l—. Stutig., 1977—; рус. пер.: Фрагменты. Ученики в Саисе. СПб., 1994; Гимны кночи. М., 19%.
    Лит.: Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма. М., 1978; Вайнштечн О. Б. Язык романтической мысли: О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлетеля. М., 1994; Haering Th. Novalis als Philosoph. Stuttg., 1954; Koch H. Der philosophische Stil des Novalis. Munster, 1972; MahlH.-I. Die literarische Fruhromantik. Gott., 1983.
    P. А. Счастливцев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1400
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Автобиография как жанр официально-делового стиля
  • бог как источник и гарант познания
  • Дети как свидетели
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • красота как методологический принцип познания
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • психическое как процесс
  • Разновидности научной статьи как жанра
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Резюме как жанр официально-делового стиля
  • Статья как жанр публицистического стиля
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь