ВЬЯВАХАРИКА-ПАРАМАРТХИКА


ВЬЯВАХАРИКА-ПАРАМАРТХИКА
    ВЬЯВАХАРИКА-ПАРАМАРТХИКА (санскр. vyavaharika-paramarttuka — практическое и высшесмысловое)—важнейшая парадигма индийской философии, демаркация эмпирически-условного и сущностно-безусловного, маркирующая различные уровни познания и одновременно степени соответствующей им реальности.
    Парадигма вьявахарика-парамартхика, выявившаяся уже в шраманский период (см. Пакудха Каччана), присуща в той или иной мере почти всем индийским направлениям и школам. Различение типа вьявахарика-парамартхика можно определить как философию компромисса—между “высшей истиной”, доступной очень немногим, и “практическими истинами”, по которым живут все остальные и отрицать которые было бы весьма неосторожно для тех, кто претендует на апелляцию к ценностям “обычных людей”. В наибольшей мере потребность в подобном компромиссе ощущалась строгими монистами, которые, с одной стороны, должны были “вчитывать” свою доктрину в не совсем соответствовавшие ей авторитетные тексты, с другой,—настаивая на картине мира как в конечном счете лишь иллюзорной манифестации Абсолюта (“единого без другого”) в мире становления, множественности и обычной религиозной практики (априорно требовавшей различения “я” и “ты”), правомерно считали такого рода картину мира трудновоспринимаемой для рядовых адептов, которых они не считали нужным терять. В то же время концепция вьявахарика-парамартхика отражает интуиции в видении многомерности реальности и попытки разграничить реальности “практическую” и “метафизическую”. Поскольку отстаивать первую можно лишь сопоставляя ее с реальностью безусловно “фантомной” (прежде всего в виде конструкций мысли, не соответствующих реальному референту), к вьявахарике и парамартхике со временем достраивался третий, “нулевой” уровень истины и реальности (типа рогов зайца, небесного цветка, сына бесплодной женщины и т. д.). Эти концепции получили различные акцентировки в трех философских системах—вначале в мадхышике и йогачаре, а затем в заимствовавшей эти буддийские дифференциации адвайта-веданте.
    Хотя во всех этих системах совмещаются гносеологические и онтологические акцентировки вьявахарики и парамартхики, в мадхьямйке решительно преобладают первые. Вьявахарика и парамартхика (первая обозначается как sanivrti, букв.—завертывание) именуются здесь satya— “истины”. Нагурджуна и его последователи (прежде всего Чандракир" ти и Бхававивека) подчеркивают непреложность двух “истин” (Мулямадхьмака-карика XXIV. 9 и ел.) в целях “оправдания” основоположений буддизма—таких, как четыре благородные истины, теория дхарм, пратитья-самутпада — в контексте учения об Абсолюте как Пустоте (шунья-вада), а также обоснования отсутствия противоречия между сотериологией и ноуменальным тождеством сансары и нирваны. Йогачары, напротив, оставляют большее пространство для онтологического различения трех “природ” (свабхава) или “характеристик” (лакшана). В “Самдхинирмочана-сутре”, “Махаянасанграхе” Асанги и в специальном стихотворном трактате Васубандху “Трисвабхаванирдеша” различаются три уровня реальности сознания-бытия: 1) “воображаемый” (parikalpita); 2) “зависимый” (paratantra) и 3) “совершенный” (patinispanna). В первом случае речь идет о несущем (мир объектов и все понятийные оппозиции), во втором—о сущем не так, как оно является, в третьем ? сущем в абсолютном смысле. Если ведантист Гаудапада значительно ближе к мадхьямикам, то Майдана Мишра— к йогачарам. Последний вводит и четвертую реальность— самого Незнания, обусловливающего мир эмпирических объектов, которое не может располагаться на том же ярусе, что и они. Последователем Гаудапады в разработке темы вьявахарика-парамартхика можно считать Шанкару, Мандана Мишры — Падмападу.
    В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 300
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • Гендер как культурный символ
  • Дети как свидетели
  • История как проблема логики
  • Как
  • как
  • КАК БУДТО
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • красота как методологический принцип познания
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Науковедение как точная наука
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Парамартхика
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ
  • Этнолингвистика как комплексная дисциплина



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь