НАГЕЛЬ


НАГЕЛЬ
(Nagel) Эрнест (1901 — 1985) — амер. философ, видный представитель натурализма. Проф. Колумбийского ун-та. Основная область исследований: логика и философия науки. Признавая природу единственным и всеобъемлющим объектом познания и подчеркивая приоритетное значение научных методов исследования, Н. вместе с тем в своей трактовке научного знания сохраняет приверженность логическому эмпиризму, ибо для него логико-математические принципы выражают лингвистические правила, а осмысленность эмпирических высказываний определяется их подтверждаемостью на опыте. Однако Н. не согласен с чисто конвенционалистской трактовкой логики и не склонен считать чувственные данные тем фундаментом, на котором можно построить структуру знания, ибо само эмпирическое познание невозможно без логических средств анализа. Выдвигая концепцию «логики без онтологии», Н. критикует тех, кто пытается подвести онтологические и трансцендентные основания под необходимый характер логических законов, ибо для него это означает игнорирование их нормативной природы. В трактовке логико-математических принципов, считает Н., следует прежде всего учитывать их функции в конкретных научно-исследовательских контекстах. Важный аспект натуралистической философии Н. составляет его трактовка ментальных событий и процессов как определенного аспекта телесной организации человека, однако он не склонен сводить психологические предикаты к физическим, ибо редукционизм, по мнению Н., ошибочен. В своей наиболее известной кн. «Структура науки» (1961) Н. рассматривает широкий круг вопросов о природе объяснения, логике научного исследования, структуре научного знания и т.д. Он детально разрабатывает гипотетико-дедуктивную модель объяснения как единый тип объяснения для всех наук, включая биологические и социальные. Согласно этой модели, объяснить к.-л. явление — значит показать, что оно выводимо из некоторого множества законов, действующих при определенных («начальных») условиях. Историк, как и любой др. ученый, должен объяснить, почему произошло то или иное событие, а для этого ему нужно выявить детерминированные «регулярности» в развитии общества. Однако детерминизм в истории ни в коей мере не означает, считает Н., признания «исторической неизбежности» и не отменяет моральной ответственности людей. В своей филос. оценке квантовой механики Н. вслед за А. Эйнштейном и М. Планком отвергает индетерминистское истолкование ее следствий.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


НАГЕЛЬ
        (Nagel) Эрнест (р. 9.11.1901, Чехословакия), амер. философ. Разделяя по мн. вопросам позицию логического эмпиризма, Н. в то же время выступает против неопозитивистского принижения роли теоретич. понятий в науке, подчёркивает взаимосвязь теории и опыта в науч. познании. Он критикует также широко распространённый в зап. философии науки индетерминизм, опираясь на стихийно-материалистич. установки. В центре интересов Н.— логика и методология науки. Свою филос. систему он называет «натурализмом», понимая под этим учение о том, что в мире действуют лишь тела в пространстве и времени: психич. явления суть проявления организации человеч. тела; в мире имеется несводимое многообразие вещей, качеств и процессов, которые не следует рассматривать как части единой рациональной схемы, созданной трансцендентным разумом; нет никаких оккультных сил и трансцендентных сущностей, в частности бога. Натуралистич. подход в обществ. теории и взглядах на мораль у Н. проявляется в том, что для него человечество является «случайным событием» в истории космоса; ценность моральных норм зависит от их совпадения с фактич. физич., биологич. и социальными потребностями, поэтому моральная ценность идеала определяется его способностью организовывать и направлять человеч. деятельность.
        Н. выступал против попыток введения онтологич. или трансцендентальных оснований необходимости законов логики: логико-математич. принципы должны пониматься на основе их функций в соответств. контексте науч. исследования. Занимаясь филос. вопросами квантовой механики, Н. отрицал, что она влечёт индетерминизм.
        An introduction to logic and scientific method, N. Y., 1944 (COSM. с M. R. Cohen); Sovereign reason, and other studies in the philosophy of science, Glencoe, 1954; Logic without metaphysics and other essays in the philosophy of science, Glencoe, 1956; Principles of the theory of probability, CM., 1958; The structure of science, N. Y., 1961.
        Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 14; Каримский А. М., Философия амер. натурализма, М., 1972.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


НАГЕЛЬ
(Nagel), Эрнест (р. 16 нояб. 1901) – амер. философ и логик. Проф. Колумбийского ун-та. Разработал филос. систему, названную им "контекстуальным натурализмом". В плане онтологии она является в общем материалистической, ибо "в понятии природных процессов, которое отстаивает натурализм, нет места для действий бестелесных сил, нет места для имматериальных духов, направляющих ход событий, нет места для жизни личности после разрушения тела, в котором она проявлялась" ("Logic without metaphysics, Glencoe, 1956, [p. 7 ]). Качеств, многообразие вещей Н. считает не обманчивыми фантомами, а реальностями данной среды, неотделимой чертой космоса. Причинная связь, по Н., существует только между различно организованными материальными телами. Но в гносеологич. аспекте учение Н. содержит много идеалистич. положений в духе неопозитивизма и прагматизма, что особенно проявляется в понимании Н. природы логики и вообще науки, в неправильной трактовке связи эмпирического и теоретического и т.д. По мнению Н., в распоряжении философов как отд. группы мыслителей нет особого, открытого лишь для них пути к познанию существующей действительности. Задача философии заключается не в соперничестве с наукой в деле расширения наших познаний о природе вещей, – философия должна играть роль интеллектуальной совести человечества и подвергнуть коренному пересмотру и критике все человеч. убеждения и ценности. В центре интересов Н. – логика и методология науки, к-рым посвящено большинство его работ. В них Н. разрабатывает проблемы теории вероятностей, науч. объяснения структуры науч. теорий, дедукции, редукции и т.д.
Соч.: On the logic of measurement, [?. ?. ], 1930; An introduction to logic and scientific method, N. Y., 1934 (coвм. с M. R. Cohen); The formation of modern conceptions of formal logic in the development оf geometry, в [сб. ]: Osiris, v. 7, Bruges (Belgium), 1939; Principles of the theory of probability, Chi., [1939 ]; Operational analysis as an instrument for the critique of linguistic signs, "J. Philos.", 1942, v. 39; The meaning of reduction in the natural sciences, в кн.: Science and civilization, Madison, 1949; Sovereign reason, and other studies in the philosophy of science, Glencoe, [1954 ]; The structure of science. Problems in the logic of scientific explanation, L., [1961 ].
Лит.: Боднар Я., О совр. философии в США, [пер. со словацк. ], М., 1959; Turner J. S., Cohen–Nagel on logic, [ред. ], "Bull. Amer. Math. Soc", 1935, v. 41, No 1; Reichenbach H., Reply to E. Nagel's criticism..., "J. Philos.", 1946, v. 43, No3.
И. Добронравов, Ю. Солодухин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


НАГЕЛЬ
    НАГЕЛЬ (Nagel) Эрнст (16 ноября 1901, Нове-Место, Чехия — 20 сентября 1985, Нью-Йорк) — американский философ, представитель натурализма. Закончил Колумбийский университет, в котором затем преподавал (1931—70). Основные области исследования Нагеля — логика и философия науки. В своей трактовке научного знания Нагель сохранял определенную приверженность логическому эмпиризму. Так, согласно ему, логико-математические принципы выражают лингвистические правила, а эмпирические высказывания только тогда являются осмысленными, когда они могут быть подтверждены на опыте. Однако Нагель не согласен с конвенционалистской трактовкой логики и не считал чувственные данные тем фундаментом, на котором можно построить структуру знания: эмпирическое познание невозможно без логических средств анализа, которые не имеют коррелятов в опыте. Выдвигая концепцию “логики без онтологии”. Нагель критикует тех, кто пытается подвести онтологические и трансцендентные основания под необходимый характер логических законов, ибо в результате это означает игнорирование их нормативной природы. В трактовке логико-математических принципов следует прежде всего учитывать их функции в конкретных научно-исследовательских контекстах. Важный аспект натуралистической философии Нагеля составляет его трактовка ментальных событий и процессов как определенного аспекта телесной организации человека, однако она не предполагает сведения психологических предикатов к физическим (ибо редукционизм, по мнению Нагеля, ошибочен). Ошибочно, напр., утверждать, что термин “головная боль” — это синоним какого-то термина физической теории; мы вправе лишь утверждать, что головная боль появляется только тогда, когда имеются определенные физико-химические условия в мозге. Это свидетельствует об “экзистенциальной и каузальной первичности организованной материи” в устройстве природы, в которой не может быть места оккультным силам и трансцендентным сущностям, как невозможно и бессмертие души. В своей наиболее известной книге “Структура науки” (The Structure of Science, 1961) Нагель рассматривает широкий круг вопросов о природе объяснения, логике научного исследования, структуре научного знания и т. д. Он детально разрабатывает гипотетико-дедукгивную модель объяснения как единый тип объяснения для всех наук, включая биологические и социальные. Согласно этой модели, объяснить какое-либо явление — значит показать, что оно выводимо из некоторого множества законов, действующих при определенных (“начальных”) условиях. Историк, как и любой другой ученый, должен объяснить, почему произошло то или иное событие, а для этого ему нужно выявить определенные детерминированные “регулярности” в развитии общества. Однако детерминизм в истории не означает признания “исторической неизбежности” и не отменяет моральной ответственности людей. В своей философской оценке квантовой механики Нагель вслед за Эйнштейном и Планком отрицает, что эта физическая теория имеет индетерминистские следствия.
    Соч.: Sovereign Reason. Glencoe (111.), 1954; Logic Without Metaphysics. Glencoe (111.), 1956; Godel's Proof (with J. R. Newman). N. Y, 1958; The Structure of Science. N. Y.—Buriingame, 1961.
    Л. Б. Макеева

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    болт, гвоздь, инструмент, стержень, стойка


Просмотров: 1655
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ”
  • “НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ”
  • “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • вера в теории познания и философии науки
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • знание-как и знание-что
  • Исследования по логике объяснения
  • История как проблема логики
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • логика научного познания (логика науки)
  • МАТЕМАТИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • науки о природе и науки о культуре
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ
  • Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы
  • Предположения и опровержения. Рост научного знания
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • Философия науки (philosophy of science)
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • Что значит быть летучей мышью?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь