"ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ"


"ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ"
произведение В. И. Ленина, в к-ром разработан ряд принцип, положений о диалектике как логике и теории познания марксизма, ее ядре и т.н., а также о категориях как осн. содержании теории диалектики.
"Ф. т." - это десять тетрадей конспектов и выписок из книг (гл. обр. Гегеля), сделанных Лениным в период 1914-15, а также отд. набросков, наиболее развернутым и важным из к-рых является фрагмент "К вопросу о диалектике". "Ф. т." в целом представляют собой подготовит. материал для задуманной Лениным работы по диалектике как филос. науке. Идеи "Ф. т." использованы Лениным в его статьях по экономике и политике, напр. в статьях "Крах II Интернационала", "Русские зюдекумы", "Детская болезнь "левизны" в коммунизме", "Еще раз о профсоюзах...", "О значении воинствующего материализма" и др.
Работа Ленина над "Ф. т." была вызвана необходимостью разработки филос. основ марксизма, тем более что теоретики 2-го Интернационала отрицали такие основы и настаивали на соединении экономич. учения Маркса с кантианством.
Существ. место в "Ф. т." занимают конспекты книг Гегеля. Ленин подмечает непоследовательность гегелевской диалектики и вместе с тем подчеркивает, что без изучения и освоения ее нельзя проникнуть в существо марксизма и двигаться дальше в филос. познании мира. Именно Гегелю первому удалось угадать "...в смене, взаимозависимости в с е х понятий, в тождестве их противоположностей, в п е р е х о д а х одного понятия в другое, в вечной смене, движении понятий, и м е н н о такое отношение вещей, природы" (Соч., т. 38, с. 188). Однако, уточняет Ленин, "именно угадал, не больше". Мистицизм гегелевской позиции заключается в обожествлении "логической идеи", мышления. Задача Ленина – применить учение о развитии к процессу познания. Диалектика неполна без выражения движения в логике понятий, т.е. имеет подлинный смысл как логика и теория познания. В этой связи приобретает особенный вес категория практики, к-рую начал вводить в логику Гегель. Предметная деятельность рассматривается как основа для формирования категориального, логич. строя мышления. А потому диалектика как ф и л о с о ф с к а я наука есть одновременно и онтология, и гносеология, есть динамич., содержательная логика, к-рая ни в коей мере не может быть сведена к "сумме п р и м е р о в" (см. тамже, с. 357). "Согласие" с принципом развития, не распространенное на логику и гносеологию, Ленин квалифицирует как вульгаризацию и опошление диалектики. Особенный смысл поэтому приобретает принцип единства и борьбы противоположностей, позволяющий выразить самодвижение в системе понятий (см. Противоречие, раздел: Ленин о категории противоречия). Для определения характера связи противоположностей внутри единого целого Ленин употребляет различ. термины (единство, совпадение, тождество, равно действие), к-рые раскрывают взаимопроникновение, взаимопереход противо-положностей. "Д и а л е к т и к а есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противополож-н о с т и, – при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга, – почему ум человека не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую" (там же, с. 97–98).
Ленин обращает внимание на необходимость использования логики "Капитала", где диалектика как логика и теория познания применена к политич. экономии.
Большое методологич. значение для теории диалектики имеет ленинское положение о том, что она должна быть сгустком, итогом, обобщением всей истории познания, включая сюда историю умств. развития человеческого рода и индивидуума, историю языка, физиологию органов чувств, историю философии, историю всех отд. отраслей знания. Ленин высоко оценивает гегелевскую идею о том, что историко-филос. развитие, освобожденное от случайностей историч. формы, должно составить существ. содержание науч. философии. В понимании процесса становления и применения логич. категорий в истории философии Ленин подчеркивает удачность гегелевского образа "круга кругов" в противоположность простой хронологии и эмпирич. констатации. Анализируя план диалектики (логики) Гегеля (см. тамже, с. 313–16), Ленин отмечает, что в последовательности изложения категорий угадан общий ход движения человеческого познания.
Ленин требует углубить понятие материи, выделяя те моменты, шаги, ступени, узловые пункты в процессе познания, к-рые "...направляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине..." (там же, с 315). "С одной стороны, надо углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции, чтобы найти причины явлений. С другой стороны, действительное познание причины есть углубление познания от внешности явлений к субстанции" (там же, с. 148). Прослеживая развитие диалектики, Ленин проводит линию воинствующего материализма, разоблачая суеверие, мистику, идеализм, критикуя Гегеля за фальсификацию им истории философии (см. тамже, с. 262, 277, 278, 286). Он формулирует принципы диалектико-материалистич. критики (см. Критика в науч. познании), отмечая недостатки критич. метода Плеханова и нек-рых др. марксистов (см. тамже, с. 170) в оценке кантианства, махизма и т.д., состоящие в неумении раскрыть социальные и гносеологич. корни идеализма: "Марксисты критиковали (в начале XX века) кантианцев и юмистов более по-фейербаховски (и по-бюхнеровски), чем по-гегелевски" (там же).
Конспектируя "Святое семейство" Маркса и Энгельса, Ленин прослеживает процесс перехода их на позиции рев.-материалистич. социализма и выделяет гл. моменты этого процесса: 1) подход "к идее обществ. отношений производства"; 2) критика филантропич. теорий социализма и осознание рев. роли пролетариата; 3) анализ того направления франц. материализма, к-рое подводит к социализму. "Из посылок материализма ничего нет легче вывести социализм [переустройство чувственного мира, – связать частный и общий интерес, – разрушить антисоциальные Geburtsstatten (источники.– Ред.) преступления и пр.]" (там же, с. 28).
Для развития диалектики как филос. науки "Ф. т." важны тем, что в них формулируется перспективная программа филос. исследований, включающая в себя как задачи по разработке диалектич. логики, так и задачи критики бурж. философии и глубокого и полного освоения классич. филос. наследия.
Лит.: Кедров Б. М., О значении ленинских "Философских тетрадей" для естествознания, "Вести. АН СССР", 1947, No 1; Джафарли Т., Некоторые вопросы теории понятия в свете труда В. И. Ленина "Философские тетради", "Тр. Тбилисского гос. пед. ин-та", 1957, т. 12, с. 293–319; Орлов Ю. М., Понятие субстанции в "Философских тетрадях" В. И. Ленина, "Уч. зап. Челябинского пед. ин-та", 1959, т. 7, вып. 1, с. 117–30; Степанов В. П., Развитие В. И. Лениным учения о категориях общего и отдельного в "Философских тетрадях", "Уч. зап. Саратовского пед. ин-та", 1959, вып. 33, с. 150–61; Суворов Л. Н., Вопросы диалектики в "Философских тетрадях" В. И. Ленина, М., 1960.
А. Касымжанов. Алма-Ата.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 2596
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА"
  • "ЯСНОЕ, КАК СОЛНЦЕ, СООБЩЕНИЕ..."
  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • вера в теории познания и философии науки
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • красота как методологический принцип познания
  • ЛЕНИН
  • ЛЕНИН
  • ЛЕНИН
  • Науковедение как точная наука
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • Против метода. Очерк анархистской теории познания
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь