УОРД Джеймс


УОРД Джеймс
(Ward), (27 янв. 1843 – 4 марта 1925) – англ. философ-идеалист и психолог, проф. Кембриджского ун-та (1897–1925). В кн. "Натурализм и агностицизм" ("Naturalism and Agnosticism", v. 1–2, L., 1899) подверг критике естеств.-науч. материализм и позитивизм 19 в., рассматривая их как теории, основанные на механистич. концепции Вселенной, плоском эволюционизме и психофизическом параллелизме. У. противопоставляет им теизм, учение о качественных, несводимых к количественным, различиях между "царствами природы" и спиритуализм. Особые нападки вызывают со стороны У. понятие материи как центр. идеи материализма и атомизм. Борьба У. против естеств.-науч. материализма проанализирована в кн. В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" (см. Соч., т. 14, с. 261–69), где У. характеризуется как "...прямой и открытый идеалист...", к-рый "...ловит слабые места "стихийного" естественно-исторического материализма, например, неуменье разъяснить соотношение относительной и абсолютной истины" (там же, с. 267). Собств. концепция У. изложена в его кн. "Царство целей: плюрализм и теизм" ("The realm of ends or Pluralism and Theism", N. Y.–Camb., 1911). У. требует заменить ориентацию философии на физику ориентацией ее на историю. Реальный мир У. понимает как совокупность взаимодействующих "духов"-монад (персонализм). Лишь по аналогии с историей, утверждает У., можно ввести в онтологию индивидуальность, цель и прогресс, к-рых не хватает нам в мире механизма. Подобно историку, к-рый не знает "ложного в своей основе" разделения на субъект и объект, философ, по У., должен рассматривать реальность как единство субъекта и его среды (см. "Mechanism and morals", в журн. "Hibbert Journal", 1906, v. 4). В психологии У. выступил против господствовавшего в англ. эмпирич. психологии 19 в. взгляда на психику как совокупность "впечатлений", т.е. психич. "атомов", объединяемых на основе ассоциаций. Вслед за Джемсом он вводит понятие активного, избирательно воспринимающего психологич. субъекта, к-рый обладает способностью осознавать представления, реагировать на них и чувствовать удовольствие и неудовольствие. Последние обусловливают распределение внимания субъекта относительно его "континуума опыта". Согласно У., главное в психологии – исследование образования сложной идеи из простых, восприятия из ощущений, мысли из восприятий (см. "Psychology applied to education", Camb., 1926, p. 22–23). Отвергая как монизм, так и психофизич. параллелизм, У. отличал понятие психологич. субъект от филос. понятия души, считая выяснение отношений между ними делом философии.
Соч.: Psychological principles, Camb., 1918; A study of Kant, Camb., 1922; A theistic monadism, в сб.: Contemporary British philosophy, L.–N. Y., [1925]; Essays in philosophy, Camb., 1927.
Лит.: Богомолов А. С., Идея развития в бурж. философии 19 и 20 вв., [М.], 1962, гл. 3, § 2; Xилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966; Cunningham G. W., The idealistic argument in recent British and American philosophy, N. Y.–L., [1933]; Murray A. H., The philosophy of J. Ward, Camb., 1937; British philosophy in the mid – century, L., [1957], p. 34–39.
А. Богомолов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 972
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • Гендер как культурный символ
  • Дети как свидетели
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • История как проблема логики
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • красота как методологический принцип познания
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Науковедение как точная наука
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Уорд Джеймс / Ward, James
  • Философия науки (philosophy of science)
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Этнолингвистика как комплексная дисциплина



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь