УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ


УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
всевозможные действия (от матем. вычисления или поиска наиболее короткого маршрута по городу до выбора наиболее адекватного обстоятельствам поведения), когда эти действия производятся в уме, без опоры на внешние средства или слышимую речь. У. д. могут быть наглядными и понятийными, эмоциональными и познавательными и т.д., их отличит. признак составляет то и только то, что они выполняются во внутр. поле сознания. Второй обязательный (но уже не отличительный) признак У. д. заключается в том, что субъект отличает то, что находится или происходит во внутр. поле сознания, от всего, что существует вне сознания.
Процесс формировани я У. д. можно схематически представить в виде пяти осн. этапов. Первый – это образование "ориентировочной основы действия", в к-рую входят структура объекта или ситуации (задачи) и план возможного действия (решения задачи). В дальнейшем этот сложный образ вместе с идеальными действиями по его применению становится "ориентировочной частью" нового действия, психологич. механизмом управления им. Второй этап – формирование самого действия, к-рое сначала (именно поскольку оно новое) начинается с внешней материальной формы; ее разновидностью является материализованная форма – действие с моделями, чертежами или письм. знаками. После достаточного освоения эта форма действия переносится в умств. план, но не прямо (это невозможно), а через посредство еще одной, речевой формы действия. В свою очередь речевое действие предполагает выделение существ. звена – схемы предметной ситуации и самого действия. Только эту схему можно однозначно выразить речью и затем перенести – вместе с проблемной ситуацией (задачей) и действием – в самостоятельный речевой план (третий этап процесса), строящийся по нормам обществ. сознания и невозможный при его отсутствии (у животных, у человека в условиях патологии). Речевой план тоже сначала является внешним; внутренним он становится лишь в результате преобразования громкой, обращенной к др. человеку речи. Т.о., между планом материального (материализованного) действия и умств. планом располагаются отражающий "ручную практику" план восприятия с его более или менее явственной схематизацией и план речи как обществ. сознания.
В начале переноса в умств. план в нем полностью воспроизводится предыдущая громкоречевая форма действия. Какой бы она ни представлялась субъекту, на самом деле эта первая форма собственно У. д. является поэтому не чем иным, как "внешней речью про себя" (четвертый этап процесса). Но затем освоение действия в умств. плане ведет к сокращению его обременительной и к этому времени уже стереотипной собственно речевой стороны. В конце концов от речевого действия "в сознании" сохраняются только его речевые значения, но без прежней их членораздельности, к-рой они обязаны именно своей речевой основе. Из "внешней речи про себя" действие переходит в собственно "внутреннюю речь", к-рая и составляет последний, пятый этап формирования У. д. Тогда оно начинает представляться в самонаблюдении как неопредел. переживание некоего процесса, текущего автоматически, направленного на задачу, сопровождаемого чувствами уверенности, сомнений, ошибочности и т.д. ("согласования-рассогласования" фактич. исполнения с образцом), но в самом течении не связанного с к.-л. сенсорными образами. Все это совпадает с психологич. характеристикой мысли, какой она прежде описывалась, и позволяет сделать заключение, что в итоге этих превращений предметное действие получает форму мысли, становится мыслью об этом предметном действии. Объективно оно становится мыслью уже на уровне громкой речи, когда принимает форму суждения. Но тогда речевая оболочка представляется еще настолько внешней, что выступает лишь как сообщение о действии. Когда же сама речь переводится на положение того, что только "имеется в виду", тогда предметное действие уже и субъективно представляется "чистой мыслью". Теперь, управляя формированием У. д., человек знает, что это лишь "явление", и знает, какое земное содержание скрывается за его кулисами.
Т.о., поэтапное формирование У. д. раскрывает механизм возникновения конкретного психич. процесса. Этот механизм становится развернутой схемой объяснения многих психологич. явлений. Действие всегда направлено на определ. свойства объектов, и при каждом его применении наличие или отсутствие этих свойств устанавливается в постоянном порядке. Внешний стереотип этих свойств как "раздражителей" ведет к образованию динамич. стереотипа, к-рый, встречая в дальнейшем характерное сочетание своих раздражителей, сразу дает картину объекта со всеми этими его свойствами. Так возникают новые образы, чувственные и отвлеченные.
У нек-рых действий их исполнит. часть остается во внешнем поле: у физич. действий – в поле вещей, у перцептивных – в поле восприятия. Ориентировочная же часть этих действий может проходить или обычную эволюцию У. д. или, минуя речь, оставаться идеальным "движением внимания" в поле восприятия.
Можно сказать, что уже в наст. время разные виды познават. деятельности получают объяснение из разных задач и условий формирования идеальных, в частности У. д. Таким же путем можно подойти и к др. формам психич. деятельности, а также к анализу способностей и черт характера. В этом смысле формирование У. д. выступает не только как один из объектов психологич. исследования, но и как метод изучения др. психологич. процессов.
Этапы, проходимые при формировании действий и понятий, не исчезают, а становятся скрытым основанием каждой новой формы. Происходит наслаивание последоват. форм действия и, т.о., за каждым "явлением" оказывается "сущность", к-рая не предсуществует, но образуется и, сложившись, действует как специфич. механизм "явления". В этом процессе "явление" получает объяснение и функцион. оправдание, т.к. выясняется, что оно образует наиболее совершенную и экономную форму психологич. управления поведением. Т.о., учение о формировании У. д. позволяет преодолеть понимание психич. явлений как лишенных собств. сущности эпифеноменов, истинные механизмы к-рых приходилось искать за пределами психологии, в порождающих физиологич. процессах или в логико-математических отношениях отраженных вещей.
П. Гальперин. Москва.
Принципиальное значение процесса формирования У. д. было подчеркнуто Л. С. Выготским в учении о высших специфически общественных психич. функциях. Выготский указал, что последние образуются путем "врастания" речевых форм общения людей во внутр. план индивидуального сознания и превращения их через промежуточную форму "общения с самим собой" в собственно человеческие формы психич. деятельности. По мысли Выготского, в высших психич. функциях речь служит таким же орудием, как материальные орудия в процессе труда. В 30-е гг. в работах А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца и Л. И. Божович эти взгляды получили дальнейшее развитие: на первый план была выдвинута идея деятельности, позволившая углубить представления о механизме У. д. Большое влияние на развитие концепции У. д. оказало выдвинутое И. П. Павловым положение о психике как ориентировке по отношению к исполнит. формам поведения. В трудах Запорожца, Д. Б. Эльконина и П. Я. Гальперина оно было расширено – ориентировочная деятельность стала раскрываться как функцион. характеристика психического. На этой основе была построена теория У. д., впервые изложенная Гальпериным ("Изв. АПН РСФСР", 1953, т. 45). В рамках этой теории поэтапное формирование У. д. рассматривается как осн. средство формирования и развития мышления.
Лит.: Гальперин П. Я., Развитие исследований по формированию У. д., в кн.: Психологич. наука в СССР, т. 1, М., 1959; его же, Психология мышления и учение о поэтапном формировании У. д., в кн.: Исследования мышления в сов. психологии, М., 1966; Запорожец А. В., Развитие произвольных движений, М., 1960, гл. 4; Выготский Л. С., Развитие высших психич. функций, М., 1960; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1965, с. 497–525.
Н. Алексеев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1519
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • АНТРОПОЛОГИЯ ДЕЙСТВИЯ
  • ДЕЙСТВИЯ ОСОЗНАННОСТЬ
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • Единица действия
  • знание-как и знание-что
  • Истинные суицидальные действия
  • МЕХАНИЗМЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
  • МЕХАНИЗМЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
  • Навязчивые действия
  • ориентировочная основа действия
  • орудийные действия животных
  • Орудийные Действия Животных
  • основа действия ориентировочная
  • Перцептивные Действия
  • перцептивные действия
  • Потенциал действия
  • психического как процесса концепция
  • Развратные действия
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ТЕОРИЯ
  • Суицидальные действия
  • Теория коммуникативного действия
  • ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
  • Умственные Действия
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь