ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ


ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ
Михаил Иванович (8 января 1865 – 21 января 1919) – рус. бурж. экономист и социолог. В 1895–99 и 1905–13 – приват-доцент Петербургского ун-та.
Один из виднейших представителей т.н. "легального марксизма", Т.-Б. содействовал теоретич. разгрому народничества и знакомству рус. читателя с идеями марксизма, к-рые, однако, в работах Т.-Б. и др. "легальных марксистов" теряют свою революц. направленность. Прослеживая политич. эволюцию Т.-В., Ленин квалифицировал его как бурж. демократа, для к-рого "...разрыв с народничеством означал переход от мещанского (или крестьянского) социализма не к пролетарскому социализму, как для нас, а к буржуазному либерализму" (Соч., т. 13, с. 81). Критика Т.-Б. официальной царской и народнической экономич. статистики положительно оценивалась и использовалась Лениным (см. тамже, т. 3, с. 295 прим., 402); мн. экономич. произв. Т.-Б. не потеряли своей ценности и сегодня (см. "История рус. экономич. мысли", т. 2, ч. 2, 1960, с. 384, а также см. А. Л. Шапиро, Рус. историография в период империализма, 1962, с. 66). В соч. "Рус. фабрика в прошлом и настоящем" (СПБ, 1898) Т.-Б. анализировал развитие рус. капитализма с конца 18 в. В гл. экономич. соч., принесшем Т.-Б. мировую известность, "Промышленных кризисах" (СПБ, 1894, 2 изд., СПБ, 1900, нем. пер., Jena, 1901) Т.-Б. во многом следует 2-му т. "Капитала" Маркса, но начиная со 2-го изд. существенно отходит от него; проблема кризисов тесно связывается Т.-Б. с проблемой рынков.
В области философии Т.-Б. эволюционировал от Канта через позитивизм Конта к неокантианству. Согласно "историческому реализму" Т.-Б., общество "...слагается из отдельных личностей...", наделенных волей, к-рая "...действует по определенным мотивам...", вызываемым влечениями и потребностями ("Теоретич. основы марксизма", М., 1918, с. 36). Основу для их удовлетворения создает хозяйство, связывающее "...в одно неразрывное целое социальную, духовную среду с материальной" (там же, с. 81). Суть историч. прогресса, по Т.-Б., состоит "...в перемещении центра тяжести человеческой жизни из низших физиологических потребностей... в область высших духовных..." (там же, с. 76). Понятия "класс", "классовая борьба" исключались ?.-Б. из "высших сфер духовной жизни": "...классовый интерес не составляет критерия добра, истины и красоты" (там же, с. 105); поэтому гос-во Т.-Б. понимал как "власть всего народа". Рабочий класс, по Т.-Б., "представляет собой „рассыпанную храмину“", неспособную в наст. время к к.-л. организации (см. "Рус. революция и социализм", П., 1917, с. 20); свою задачу Т.-Б. видел в обосновании идей социализма с помощью кантианской этики, что "знаменует собой не дополнение марксизма, а коренное преобразование..., разрушение его" ("К лучшему будущему", СПБ, 1913, с. 56), а также философии религии, вечной основой к-рой, по Т.-Б., и при социализме останутся страдание и потребность личности в идеальном.
Соч.: Значение экономич. фактора в истории, "Мир божий", 1895, No 12; Осн. ошибка абстрактной теории капитализма Маркса, "Науч. обозрение", 1899, No 5; Психич. факторы обществ. развития, "Мир божий", 1904, No 8; Борьба классов, как главнейшее содержание истории, там же, No 9; Крушение капиталистич. строя как науч. проблема, "Новый путь", 1904, No 10; Совр. социализм в своем историч. развитии, СПБ, 1906; Как осуществится социалистич. строй?, "Мир божий", 1906, No 5; Социализм как положит. учение, П., 1918; В поисках нового мира. Социалистич. общины нашего времени, 2 изд., М., 1919; Влияние идей политич. экономии на естествознание и философию, К., 1925.
Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 18, с. 338–39; т. 20, с. 126–29; т. 34, с. 18–20; Филиппов М., По поводу статьи М. И. Т.-Б., "Науч. обозрение", 1899, No 5; Кондратьев Н. Д., Михаил Иванович Т.-Б., П., 1923.
В. Зверев, В. Клушин. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ
    ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ Михаил Иванович [8(20) января 1865, Харьковская губ. — 21 января 1919, близ Одессы] — русский экономист, социолог. В 1889 окончил Харьковский университет, став кандидатом по физико-математическому и юридическому факультетам. Опубликованная в 1894 магистерская диссертация “Промышленные кризисы в современной Англии” принесла Туган-Барановскому мировую известность. Преподавал в Петербургском университете, профессор Петербургского политехнического института. После Февральской революции 1917 уехал на Украину, где до января 1918 занимал пост министра финансов при Центральной Раде.
    Испытал влияние марксизма, кантианства, философии жизни, утопического социализма, австрийской школы экономики. Причислялся к легальному марксизму. Считая движущей силой исторического процесса материальные и духовные потребности человека, понимал под ними единство материальных условий жизни и активной воли. Признавая, что материальной и социальной основой общества является экономическое хозяйство, полагал, что по мере своего развития человеческое общество все больше определяется волей и моральным сознанием людей. Целью исторического развития является всесторонне, материально и духовно развитая личность. Будучи сторонником этического социализма, указывал, что гибель капитализма неизбежна не вследствие экономических закономерностей, а из-за того, что он противоречит моральной природе человека: эксплуатируя рабочего, капиталистическая система нарушает моральный императив — относиться к человеку как к цели, а не как к средству. По мнению Туган-Барановского, переход от капитализма к социализму будет сопровождаться сменой классовой борьбы кооперативным движением, основывающимся не на защите интересов лишь одной социальной группы, а на общечеловеческих ценностях, провозглашающих своей главной целью интересы и права личности. Придерживаясь представления о коммунизме как обществе свободных производителей, считал, что задачей социалистического строя является не подчинение личности обществу или общества личности, а примирение этих двух начал.
    Соч.: Теоретические основы марксизма. СПб., 1905; Общественноэкономические идеалы нашего времени. СПб., 1913; Влияние идей политической экономии на естествознание и философию. К., 1925; Социальные основы кооперации. М., 1989; К лучшему будущему. М., 1996 (библ.).
    Лит.: Анцыферов А. Н. Туган-Барановский. Харьков, 1919; Кондратьев Н. Д. Михаил Иванович Туган-Барановский. Пг, 1923.
    И. В. Кувакин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 448
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА»
  • «ПОД ЗНАМЕНЕМ МАРКСИЗМА»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Дети как свидетели
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • Как
  • как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • КАСТРО РУС
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • представление как репрезентация
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • Разновидности научной статьи как жанра
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь