ПЕДОЛОГИЯ


ПЕДОЛОГИЯ
(от греч. ???? – дитя и ?o??? – наука) (в англ. лит-ре child study, в нем. – Kinderforschung) – течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже 19–20 вв., обусловленное проникновением эволюц. идей и развитием прикладных отраслей психологии и эксперимент. педагогики. Основатели П. – С. Холл, Болдуин, Киркпатрик, Мёйман, Прейер и др. Содержание П. составила совокупность психологич., анатомо-физиологич., биологич. и социологич. подходов к развитию ребенка, однако эти подходы оказались связанными между собой чисто механически. В России П. получила широкое распространение еще в дооктябрьский период (Бехтерев, Россолимо, Нечаев, Румянцев и др.), а после Октябрьской революции, к концу 20-х гг., она даже пыталась монополизировать право на изучение ребенка, оттеснить и поглотить психолого-педагогич. дисциплины.
Предмет П., несмотря на многочисл. дискуссии и теоретич. разработки ее руководителей (А. Б. Залкинд, Блонский, М. Я. Басов, С. С. Моложавый и др.), определен не был и попытки найти специфику П., не сводимую к содержанию смежных с ней наук, успеха не имели. Теоретич. содержание П. составляли различные концепции развития ребенка. Биогенетич. концепция (Блонский, Аркин) опиралась на биогенетич. закон, трактуемый как теория "рекапитуляции", наследственно обусловленной автоматич. смены стадий развития ребенка, повторяющих осн. линию филогенеза. Социогенетич. концепция (Залкинд, Моложавый, Залужный) осн. фактором развития считала приспособление ребенка к социальной среде.
Ошибочные методологич. и практич. установки П. в 30-х гг. были подвергнуты критике. Однако эта критика, хотя и содержала много справедливого, отличалась в условиях культа личности тенденциозностью и нередко сопровождалась отрицанием всего положительного, что было сделано сов. учеными (Блонским, Выготским и др.), так или иначе связанными с П.
Лит.: "О педологических извращениях в системе наркомпросов". Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936, в сб.: Постановления партии и правительства о школе, М., 1939; Чемберлен А. Ф., Дитя. Очерки эволюции человека, пер. с англ., [М., 1911]; Болдуин Д. М., Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода, [пер. с англ.], т. [1]–2, [М., 1911–12]; Холл С., Собр. статей по П. и педагогике, [М., 1912]; Блонский П. П., Педология, М., 1925; его же, Педология, М., 1934; Киркпатрик Э., Основы П., 4 изд., М., 1926; Залкинд А. Б., Осн. вопросы П., [М.], 1930; Басов М. Я., Общие основы П., 2 изд., М.–Л., 1931; Петровский А. В., На подступах к марксистской психологии, в сб.: Вопросы теории и истории психологии, М., 1964; его же, История сов. психологии, М., 1967.
А. Петровский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Синонимы:
    земледелие, педагогика


Просмотров: 885
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ"
  • “ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ. Очерки по психологии исследования”
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • ДЕЙСТВИЕ (в психологии)
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • ЗНАК (в психологии)
  • Идиографический и номотетический подходы в психологии (idiographic-nomothetic psychology)
  • измерения в психологии
  • Изоляция В Психологии Личности
  • ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ
  • историография психологии
  • История Инженерной Психологии
  • история психологии
  • концепция социально-генетической психологии
  • Концепция Социально-Генетической Психологии
  • Мясищева теория психологии отношений
  • обзор психологии
  • ОПЕРАЦИЯ (в психологии)
  • отклонения в психическом развитии ребенка
  • Отклонения В Психическом Развитии Ребенка
  • Педология
  • ПЕДОЛОГИЯ
  • педология
  • Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (в психологии)
  • РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ РЕБЕНКА
  • Развитие Движений Ребенка
  • социально-генетической психологии концепция
  • Стадии развития поведения ребенка (children's behavioral stages)
  • СТРЕСС (в психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь