ПАРК


ПАРК
(Park), Роберт Эзра (14 февр. 1864 – 5 февраля 1944) – амер. бурж. социолог. Учился в США и Германии (у Зиммеля и Виндельбанда). В 1914–33 – проф. Чикаг. ун-та, где П. создал крупный центр социологич. исследований (т.н. чикагская школа).
Кн. П. "Введение в науку социологии" ("An introduction in the science of sociology", Chi., 1921, совм. с ?. W. Burgess) ознаменовала (наряду с работой Томаса и Знанецкого) появление эмпирич. бурж. социологии. Социологию П. рассматривал как естеств. науку о поведении людей. Свойственный ему натурализм дополнялся применением понятий биологии к изучению обществ. жизни. По аналогии с зооэкологией П. развивал социальную экологию как науку о влиянии на поведение людей "естеств. района", в к-ром они живут (на материале Чикаго и др.). При этом П. игнорировал закономерности всего капиталистич. хоз-ва.
Отправляясь от Зиммеля и Смолла, П. рассматривал социальный процесс в аспекте четырех типов взаимодействия: соревнования, конфликта, приспособления и ассимиляции. Соревнование – человеч. форма борьбы за существование, оно является подсоциальным, в основном бессознательным и превращается в конфликт, если относится к сознат. действиям людей. Конфликты переходят в приспособление и завершаются ассимиляцией – взаимопроник-новением социальных групп и глубокими контактами между ними. В работах о расовой проблеме П. выдвинул понятие "социальной дистанции", трактуемой чисто психологически (напр., степень отвращения одной социальной группы к другой), и "маргинального человека", стоящего на границе различных социальных групп (применял к мулатам). Эту систему понятий П. расценивал как инструмент исследования, а не законченную теорию общества, но по существу создал апологетич. концепцию, отрицающую существование классов в амер. обществе, в к-ром "различия носят чисто индивидуальный или личный характер". П. выдвинул идею "священного" и "светского" общества – абстрактных типологич. категорий для характеристики отношения общества или социальной группы к изменению существующих порядков (сопротивление изменениям или стремление к ним).
П. оставил заметный след в бурж. социологии и дал толчок многочисл. конкретным исследованиям (обществ. мнение и др.), начал в США разработку техники половых исследований.
Соч.: The city, Chi., [1925] (соавтор); The collected papers of R. E. Park, ed. by E. Ch. Hughes, v. 1–3, Glencoe, 1950–55.
А. Завадье. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ПАРК
    ПАРК (Park) Роберт Эзра (14 февраля 1864, Харвейвилл, Пенсильвания, США — 5 февраля 1944, Нэшвилл, Теннесси) — американский социолог. Получил образование в университетах США и Германии. В 1914—29 гг. преподавал в Чикагском университете, где создал Центр социологических исследований, т. н. чикагскую школу, тематика которой была сконцентрирована вокруг проблем девиантного поведения в период бурных процессов урбанизации и индустриализации. Парк понимал общество как организм, имеющий помимо социокультурного уровня биотический, лежащий в основе общественного развития. По мере социальной эволюции усиливаются социальные связи, сдерживающие биотическую стихию, характерную для “человеческой экологии” (понятие, введенное Парком). Она изучает пространственное размещение социальных индивидов и институтов, миграцию населения, а также роль биосоциальной природы человека в процессе социализации. Проблематика трудов Парка очень широка: расовые отношения, человеческие сообщества, миграция, “маргинальный человек” (термин, примененный Парком к индивиду, вращающемуся в разных кругах общества и не чувствующему себя комфортно ни в одном из них), коллективное поведение и др. (см. Маргинальность). Парком и его учениками в социологию была введена целая совокупность новых понятий, таких, как коммуникация, социальный процесс, конкуренция, конфликт, ассимиляция, приспособление, личность, коллективное поведение и др. Парк трактовал социальный процесс как усиление “контроля” социокультурных, экономических, политических, моральных и др. институтов над природой человека, как изменение сознания индивида прежде всего под влиянием моральных норм, обычаев и традиций. Парк отрицал необходимость следовать какому-то одному методу социологических исследований, нередко использовал количественные показатели. Идеи “социальной экологии” Парка послужили основанием для многих исследовательских программ, осуществленных его учениками и последователями.
    Соч.: Introduction to the Science ofSociolody(with E. W. Rurgess). Chi., 1921; Collected Papers of Robert Ezra Park, 3 vols. Gleneoe, 1950-1955.
    ?. ?. Остова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    авиапарк, автопарк, аконкагуа, ая, бензохранилище, гайд-парк, диснейленд, зеленое богатство, зеленые легкие города, зеленый друг, зеленый друг города, зеленый наряд, зеленый наряд города, зоолесопарк, легкие города, лесопарк, луна-парк, нацпарк, парк-музей, промпарк, роща, сагарматха, сад, сквер, склад, совиевка, сокольники, таксопарк, трампарк


Просмотров: 843
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • Дети как свидетели
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • ПАРК
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • франкфуртская школа социальных исследований
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • ШКАЛА СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ
  • ШКАЛА СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ
  • Экосистемный, или холистский подход в социальной работе
  • Этнолингвистика как комплексная дисциплина



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь