ОМАР ХАЙЯМ


ОМАР ХАЙЯМ
(р. ок. 1048 – ум. ок. 1130) – философ, поэт, математик, классик тадж. и перс. лит-ры и науки, автор известных четверостиший (рубаи), филос. и математич. трактатов. К сожалению, тексты рубаи О. X. еще не могут считаться окончательно установленными. О. X. воспевает радости жизни, высмеивает мусульм. духовенство и религ. обряды. Лейтмотивом его поэзии является мысль о бренности бытия, о беспрестанном движении, о переходе одних вещей в другие.
Филос. трактаты О. X. ("Трактат о бытии и долженствовании", "Ответ на три вопроса", "Свет разума о предмете всеобщей науки", "Трактат о существовании" и "Трактат о всеобщности существования") следует рассматривать как ответы О. X. на обвинения в безбожии. В "Трактате о бытии и долженствовании" обсуждается вопрос о том, существует ли бог и нужно ли молиться пророку. Ответы даются положительные, но не на основе догм ислама, а на основе рационалистич. философии Ибн Сины.
В "Ответе на три вопроса" обсуждаются вопросы о наличии зла в мире, о детерминизме и о долговечности; здесь О. X. отказывается от детерминизма, являющегося существенным элементом философии Ибн Сины. В своих филос. трактатах О. X. высказывается свободно только по вопросу о природе общих понятий, так как этот вопрос не был непосредственно связан с мусульм. теологией. В отличие от Ибн Сины, считавшего, что общие понятия существуют трояко: до вещей, т.е. в божеств. разуме, в вещах и после вещей (в разуме человека), О. X. считал, что общие понятия существуют только в вещах и в человеч. разуме: "...Существование относительно и распадается на два смысла... Эти два смысла – это... бытие в вещах, для которого среди людей название "существование" более правильно для всех, и, во-вторых, существование в душе" ("Ответ на три вопроса...", в кн.: "Трактаты", М., 1961, с. 160). Такая точка зрения впоследствии получила в Европе название концептуализма и, как известно, сыграла важную роль в истории ср.-век. философии. Пятый трактат представляет собой краткое изложение основ метафизики и логики, предназначенное, по-видимому, для одного из вельмож.
Вопрос о мировоззрении О. X. был предметом идейной борьбы между материалистами и идеалистами. В этой борьбе материалисты боролись против взгляда на О. X. как на представителя суфийской мистики.
В своих математич. трактатах О. X. сделал ряд крупных открытий: разработал способ извлечения корней любой степени из натур. чисел, дал полную классификацию кубич. уравнений и предложил геометрич. способ решения каждого уравнения; развил доказательство постулата Эвклида, сыгравшее существ. роль в подготовке открытия неэвклидовой геометрии, и т.д.
Соч.: Трактаты, вступ. статья и комментарии Б. А. Розенфельда и А. П. Юшкевича, М., 1961; Рубайят, пер. и вступ. ст. В. Державина, [сост. и общ. ред. К. Айни ], Душанбе, 1965.
Лит.: Морочник С. Б. и Розенфельд Б. ?., Омар Хайям – поэт, мыслитель, ученый, [Душанбе ], 1957; Розенфельд Б. А. и Юшкевич А. П., Омар Хайям, М., 1965;, Christensen A., Critical studies in the Ruba'iyat of Umar-i-Khayyam, Kbh., 1927.
С. Морочник. Душанбе, Б. Розенфельд. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 992
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “Трактат о человеческой природе”
  • «ТРАКТАТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ»
  • «ТРАКТАТ ОБ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАЗУМА»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Абдулла ибн Омар
  • бог как источник и гарант познания
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • вопрос-ответ
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • мо-цзы. филос. трактат
  • НАУКА ОБ ОСНОВАХ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • Омар
  • Омар
  • Омар
  • Омар
  • ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
  • ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • Статья как жанр публицистического стиля
  • СУЩЕСТВОВАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Трактат о человеческой природе
  • Трактат о критическом разуме
  • Хафса бинт Омар
  • ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь