МАКСИМ ГРЕК


МАКСИМ ГРЕК
в миру Михаил Триволис (ок. 1470— 1556) — переводчик, богослов, мыслитель. Род. в знатной греч. семье, жил в Сев. Италии, где сотрудничал с деятелями эпохи Возрождения, затем постригся в монахи доминиканского монастыря Св. Марка во Флоренции (1502). Не найдя успокоения, вскоре уезжает в Афон, в Ватопедском монастыре вновь принимает постриг. В 1518 по приглашению Василия III прибывает в Москву. Переводит «Толковую Псалтырь», творения отцов церкви, жития, статьи из сб. «Свиды». За нестяжательские взгляды, несогласие с автокефалией рус. церкви осуждается на соборах 1525 и 1531. Долгие годы проводит в заточении в монастырях. После кончины стал почитаться как местный, а с 1988 — как общерусский святой. Творческое наследие включает свыше 350 переводов и оригинальных сочинений разных жанров. Своеобразно соединивший византийские, возрожденческие и др.-рус. традиции, продемонстрировавший высокий уровень богословской, филологической, филос. культуры, он стал крупнейшим мыслителем России 16 в. Разрабатывал проблемы онтологии (учения о Св. Троице, метафизике света, макро- и микрокосме), гносеологии (логика, интуитивное познание, кардиогносия), антропологии (три части души: разумная, волевая, чувственная, пять видов сенсуалистического познания), этики (генезис морали от естественных религий до иудаизма и христианства), социально-исторического анализа (гармония светской и духовной властей, трактовка самодержавия как умения монарха властвовать собой). М.Г. дал свое определение философии, считая ее возвышенным знанием, которое «благоукрашение законополагает и гражданство составляет», целомудрие, кротость, мудрость хвалит, «добродетель и благость вводит в сем свете».

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


МАКСИМ ГРЕК
        (наст. имя и фам. — Михаил Т p и-волне) (ок. 1475, Арта, Греция, — 1556, ТроицеСергиев монастырь, ныне Загорск Моск. обл.), писатель, переводчик, просветитель. Начальное классич. образование получил на родине в Греции, в 1492—1505 учился в итал. унтах, переводил греч. авторов для Пико делла Мирандолы, продолжил изучение классич. греч. литературы в монастыре на Афоне. В Россию был призван в 1518 Василием III для перевода греч. книг. Из-за расхождений с офиц. церковью после осуждения на соборах 1525 и 1531 26 лет провёл в заточении.
        В духе раннего Ренессанса М. Г. стремился соединить классич. наследие и светскую образованность с принципами христ. учения. Соглашаясь с тезисом Иоанна Дамаскина о подчинённом положении философии по отношению к богословию, М. Г., однако, признавал ценность философии для личности и общества, в первую очередь для укрепления добродетели. Вредными он считал лишь те «внешние» (т. е. светские) науки и филос. теории, которые вредят правильным нравам и религии (напр., философия Эпикура, якобы призывающая искать в жизни наслаждений:). Филос. взгляды М. Г. формировались под влиянием неоплатонизма: во Флоренции он слушал лекции Фичино о Платоне, крого и считал высшим среди философов. М. Г. признавал дуализм души, имеющей «ангельское» происхождение, и тела, в котором она насильственно заточена. Созерцание высшего начала возможно вследствие очищения ума и души (катарсис). У Псевдо-Дионисия Ареопагита заимствовал представление о вездесущности божества; высоко ценил Сократа и Аристотеля, хотя отвергал учение последнего о вечности материи; развивал идею «самовластия» человека, под которым понимал врождённую свободу выбора между добром и злом. В социальной области М. Г. выступал с проповедью нестяжательства, ратовал за отмену монастырской собственности. Впервые в рус. литературе он выдвинул идею просвещённого абсолютизма, предлагая двойное ограничение централизов. власти: внешнее, со стороны советников, и внутреннее, собств. нравств. сдержанностью и милосердием правителя. М. Г. выступил проводником идей итал. Ренессанса, возбудил в России интерес к самостоят. философствованию. Он способствовал общему просвещению, оставил ряд соч. по отд. вопросам рус. грамматики и в общем но теории грамматики, которую считал частью философии, заложив основы рус. грам-матич. науки. Широко известны были его труды по исправлению переводов богослужебных книг, соч. словарного и энциклопедич. характера, а также полемич. произв. против астрологии и суеверий.
        Соч., ч. 1—3, Каз., 1894—972.
        И в а н о в А. И., Лит. наследие М. Г., Л., 1969; К л и-б а н о в А. И., К изучению биографии и лит. наследия М. Г., «Визант. временник», 1958, т. 14; С и н и ц ы н а Н. В., М. Г. в России, М., 1977.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


МАКСИМ ГРЕК
(в миру – Михаил Т р и в о л и с) (ок. 1475 – январь 1556) – рус. публицист и мыслитель. Род. в г. Арта (Эпир) в Византии. В 1492 уехал в Италию, где сотрудничал с деятелями Возрождения – Альдом Мануцием, Пико делла Мирандола, Анджело Полициано и др. Под влиянием проповедей Савонаролы в его мировоззрении происходит перелом. В 1502 М. Г. постригся в монахи доминиканского монастыря св. Марка во Флоренции. Однако в 1504 он покинул Италию и в 1505 стал монахом православного монастыря на Афоне под именем Максима. В 1518 М. Г. прибыл в Москву в качестве переводчика богослужебных книг. В России M. Г. общался с Вассианом Косым, Федором Карповым, Андреем Курбским, Василием Тучковым. В конце 1519 он закончил порученный ему перевод Толкового псалтыря, но, вопреки условию, не был отпущен Василием III.
В России М. Г. выступал противником тех идейно-культурных принципов, к-рые он защищал в Италии. В своих соч. этого периода он рассматривал философию как служанку богословия, критиковал материалистич. традиции греч. философии, защищая христ. концепцию свободы воли. Он выступал против широкого применения аристотелевского учения о силлогизме, усматривая в пользовании им опасную возможность логич. опровержения религ. догматов. Исходным пунктом филос. воззрений М. Г. служил христианизированный аристотелизм, смягченный неоплатонизмом. Отсюда его понимание "духовной свободы", утверждение духовного, а не внешне-обрядового понимания веры, служения богу "в духе и истине", мистич. способности ума "переселиться на небо, минуя все звезды". Вместе с тем, признавая за естеств. и гуманитарными науками прикладное значение, он поощрял занятие ими. М. Г. отрицал врожденность нравств. понятий, уподобляя ум человека воску и бумаге, к-рые как бы заполняются в зависимости от навыков и воспитания. Труды М. Г. содействовали знакомству рус. читателей с произв. антич. классиков (Сократа, Платона, Аристотеля, Плутарха и др.).
Для социальных воззрений M. Г. характерна утопич. идея равновесия обществ. слоев и необходимости согласования интересов всех господствующих групп. Он критиковал подневольный труд крестьян, ростовщичество, спекуляции, обличал монашествующих феодалов, выступал против монастырского землевладения, отстаивал принципы нестяжателей. После осуждения нестяжательства М. Г. по обвинению в ереси и гос. измене был приговорен (1531) к пожизн. заключению. Освобожден в 1556. При всех противоречиях мировоззрения М. Г. деятельность его отвечала прогрессивным тенденциям в идеологич. жизни России 1-й пол. 16 в.
Соч.: Соч. ..., ч. 1–3, Каз., 1859–62;Соч. ..., ч. 1–3, Сергиева Лавра, 1910–11.
Лит.: Иконников В. С., М. Г. и его время, 2 изд., К., 1915; ?жига В. Ф., Опыты по истории рус. публицистики XVI в. М. Г. как публицист, в сб.: Тр. отд. древнерус. лит. Ин-та рус. лит. АН CCСP, [т. ] 1, Л., 1934; Будовниц И. У., Рус. публицистика XVI в., М.–Л., 1947; Клибанов А. И., К изучению биографии и лит. наследия М. Г., в сб.: Византийский временник, т. 14, М., 1958; Каштанов С. М., Труды И. Денисова о М. Г. и его биографах, там же; Denissoff ?., Maxime le Grec et l'Occident, P.–Louvain, 1943.
A. Клибанов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


МАКСИМ ГРЕК
    МАКСИМ ГРЕК (в миру Михаил Триволис) (ок. 1470, Арта, Греция — 1556, Троице-Сергиев монастырь) — переводчик, богослов, просветитель. Родился в знатной греческой семье. В 1492 приезжает в Северную Италию, обосновывается во Флоренции, сотрудничает с И. Ласкарисом, А. Полициано, А. Мануцием, Пико делла Мирандола младшим и др. деятелями эпохи Возрождения. В 1502 постригается в монахи доминиканского монастыря св. Марка. Спустя 2 года уезжает на Афон и в Ватопедском Благовещенском монастыре вновь принимает постриг. В 1518 по приглашению Василия III прибывает в Москву, где начинается самый важный в творческом отношении период его жизни. Переводит Толковую Псалтирь, Толкования Иоанна Златоуста, творения отцов Церкви, жития, статьи из энциклопедического сборника Свиды. Новые переводы и правка имеющихся вызвали недовольство местных книжников. За нестяжательские взгляды, несогласие с автокефалией Русской Церкви осуждается на двух церковных соборах в 1525 и 1531. Долгие годы проводит в заточении в Иосифо-Волоколамском и Тверском Отроче монастырях; ок. 1548 переводится на покой в Троице-Сергиев монастырь. С ним все более считаются и советуются Иван Г/, Андрей Курбский, Зиновий Отенский, Вассиан Патрикеев и др. После кончины стал почитаться как местный, а с 1988 — как общерусский святой. В 1997 найдено слывшее утраченным его погребение, мощи покоятся в настоящее время в Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры.
    Творческое наследие Максима Грека включает свыше 350 переводов и оригинальных сочинений разных жанров (слова, речи, сказания, послания). Одним из первых на Руси стал составлять прижизненные собрания творений, его рукописи находятся в архивах России, Франции, Австрии, Афона. Своеобразно соединивший византийские, возрожденческие и древнерусские традиции, принесший высокий уровень богословской, филологической, философской культуры, он стал крупнейшим мыслителем России 16 в. В философском плане Максим Грек разрабатывал проблемы онтологии (учения о Св. Троице, макро- и микрокосме, метафизика света), гносеологии (логика, интуитивное познание, роль сердца в познании), антропологии (3 части души — разумная, волевая, чувственная, 5 видов сенсуалистического познания, уподобление души кораблю и зерцалу), этики (генезис морали от естественных религий до иудаизма и христианства, теодицея), социально-исторического анализа (гармония светской и духовной властей, трактовка самодержавия как умения монарха властвовать собой, историософские наблюдения над древней и новой историей). В письме к Федору Карпову Максим Грек дал свое определение философии, считая ее возвышенным знанием, которое “благоукрашение нрава законополагает и гражданство составляет нарочито”, целомудрие, кротость и мудрость хвалит, “добродетель и благость вводит в сем свете”. Развивая греческую традицию синтеза философии и филологии, особенно в жанре диалога, Максим Грек способствовал подъему всей отечественной средневековой культуры.
    Соч.: Соч. преп. Максима Грека. Казань, 1859—62, ч. 1—3; Соч. преп. Максима Грека в русском переводе. Троице-Сергиева лавра, 1910—11 (репринт 1996); Ржига В. ?. Опыты по истории русской публицистики 16 в. Максим Грек как публицист. — “Труды Отдела древнерусской литературы”. Л., 1934, т. 1; БуланинД. М. Переводы и послания Максима Грека. Неизданные тексты. Л., 1984.
    Лит.: Иконников В. С. Максим Грек и его время. К., 1915; Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека. Л., 1969; Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977; Громов M. H. Максим Грек. М., 1983; DenissoffE. Maxime le Grec et l'Occident. P.—Louvain, 1943; HaneyJ. V. From Italy to Moscovy. The Life and Works of Maxim the Greek. Munch., 1973; Langeier A. Maksim Grek, byzantijn en humanist in Rusland. Amst., 1986.
    M H. Громов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 2260
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • вера в теории познания и философии науки
  • КАСТРО РУС
  • КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович
  • красота как методологический принцип познания
  • ЛОГИКА В РОССИИ
  • МАКСИМ
  • Максим Грек
  • МАКСИМ ИСПОВЕДНИК
  • МАКСИМ ПЛАНУД
  • МАКСИМ ТИРСКИЙ
  • МАКСИМ ТИРСКИЙ
  • МАКСИМ ЭФЕССКИЙ
  • Монография как жанр научной литературы
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • Плюрализм как модель познания
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Разновидности научной статьи как жанра
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Троице-Сергиева Лавра
  • Феофан Грек
  • ФИЛОСОФИЯ В СССР И ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В РОССИИ
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь