МАКРОБИЙ


МАКРОБИЙ
(лат. Macrobius), Амбросий Феодосий (конец 4 – начало 5 вв. н.э.) – антич. философ-идеалист, один из гл. представителей зап. неоплатонизма. Грек по происхождению, М. занимал высокие гос. должности в Зап. Рим. империи. Гл. соч. М. – "Сатурналии" ("Saturnalia"; сатурналии – праздник в честь Сатурна-Кроноса) – дошло до нас не полностью. Для истории философии интерес представляют 6–7-я кн. этого соч., где изображен спор порицателей и защитников Платона, для истории эстетики – 2-я и часть 7-й кн., где затрагиваются вопросы юмора, иронии в антич. лит-ре. Др. большое произведение М. – комментарии к "Сну Сципиона", где М. интерпретирует Цицерона в духе неоплатонизма, причем весьма заметна симпатия автора к начальным стадиям неоплатонизма, а именно к Плотину (I 8, 5) и Порфирию (из к-рого ему известен не дошедший до нас комментарий к "Тимею" Платона, II 3, 15). По примеру всех неоплатоников и прежде всего самого Платона наивысшим божеством является для М. благо, к-рое он называл также и первопричиной (I 2, 14 и след.). Из этого блага проистекает нус – ум, тождественный с ним и являющийся первообразом всего сущего (I 14, 6). Имеется у М. учение также и о третьей (после блага и нуса) неоплатонич. ипостаси – душе (II 14, 15), к-рая трактуется как вечное самодвижение и движение мира. М. признавал вечность мира (III 10), к-рая проявляется в вечной смене его состояний.
Соч.: Opera. Prolegomenis et notis instruxit Ludvig de Ian, Bd 1–2, Quedlinburg – Lpz., 1848–52, Opera, rec. F. Eyssenhardt, Lpz., 1868, Lpz., 1893; Saturnalia, Lpz., 1963.
Лит.: История рим. лит-ры, т. 2, M., 1962, с. 412–19; ?etit L., De Macrobio Ciceronis interprete philosopho (These), P., 1866; Wissowa G., De Macrobii Saturnaliorum fontibus, Breslau, 1880 (Diss.); Linke H., Quaestiones de Macrobii Saturnaliorum fontibus, Breslau, 1880 (Diss.); Bitsch F., De Platonicorum quaestionibus quibusdam Vergilianis, В., 1911; Skassis H., De Macrobii placitis philosophicis eorumque fontibus, Athenes, 1915; Вaeumker Cl., Der Piatonismus im Mittelalter, Munch., 1916; Sсhedler M., Die Philosophie des Macrobius und ihr Einfluss auf die Philosophie des christlichen Mittelalters, "Beitr. Gesch. Philos. Mittelalt.", 1916, Bd 13, Hlbd 1.
А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


МАКРОБИЙ
    МАКРОБИЙ Амвросий Феодосии (Macrobius Ambrosius Theodosius), (5 в.) — языческий латинский автор, эклектик и популяризатор. Сохранились его три работы: Комментарий на “Сон Сципиона” Цицерона, “Сатурналии” (частично), “О различиях и сходствах греческого и латинского глаголов” (фрагменты). Цель Комментария — не столько разъяснить сам текст Цицерона, сколько изложить в популярном виде различные греческие теории. Большая их часть укладывается в традицию неоплатонизма, но различимо влияние стоицизма, неопифагореизма, герметической философии. Источниками Макробия служили тексты Платона, Аристотеля, Плотина, Порфирия, Ямвлиха, которые он кратко пересказывает. Макробий обсуждает сходство и различия в изображении государства у Платона и Цицерона, защищает использование мифа в философии, дает классификацию типов снов, заимствованную у Артемидора. Отдельные главы Комментария посвящены пифагорейской арифметике, космографии, географии, гармонии и др. Представлена намеченная Плотином и разработанная Порфирием иерархия добродетелей, образующих четыре ступени: добродетели гражданские, философские (названные “очищающими”), добродетели уже очищенного духа и архетипические. В основе картины универсума, излагаемой Макробием, — неоплатоническая триада: Бог —УмДуша (Мировая). Душа творит космос: в высших проявлениях она создает божественные небесные тела и наделяет их умом, а на низшем уровне производит индивидуальные души, которые впоследствии вселяются в земные тела. Процесс нисхождения души через небесные сферы в земное тело сопровождается приобретением ею тех или иных качеств. Земное тело — темница для души, смерть тела означает возвращение души к подлинной жизни. Будучи в теле, душа правит им, она — “подлинный человек” и “бог”.
    Основные темы “Сатурналий”, написанных в жанре застольных бесед, — литературная критика Вергилия и солнечный монотеизм. Вслед за Юлианом Макробий показывает, что Солнце — это “ум мира” и все божества греческой, римской и египетской религии — суть проявления одного бога — Солнца.
    Соч.: Macrobius, ed. J.Willis, 1963; De Verborum Graeci et Latini Differentiis vel Societatibus Excerpta, ed. P. De Paolis, 1990; в рус. пер.: Комментарий на “Сон Сципиона” (фрагменты). — В кн.: Историкофилософский ежегодник 95, 96. M., 1996, 1997; в сб.: Знание за пределами науки. М., 1996; Сатурналии. — В сб.: Очерки истории римской литературной критики. М.,1963.
    Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики: итоги тысячелетнего развития. М., 1992, кн. 1, с. 140—152; Уколова В. И. Поздний Рим: пять портретов. М., 1992; Петрова М. С. Натурфилософия в Комментарии на “Сон Сципиона” Макробия. В сб.: Философия природы в Античности и в Средние века, ч. 1. М., 1998.
    М. С. Петрова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 944
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ВЕЩЬ ДЛЯ НАС"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ”
  • “НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или О законах мира физического и мира духовного”
  • “ТЕОЛОГИЯ ПЛАТОНА”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ ДУШИ И ТЕЛА
  • Вопрос об отношении души и тела (mind—body problem)
  • Где это было?
  • души небесные и земные
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • Линии Демокрита и Платона в истории культуры
  • Макробий
  • МАКРОБИЙ АМВРОСИЙ ФЕОДОСИИ
  • Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ
  • ПЕРГАМСКАЯ ШКОЛА неоплатонизма
  • ПЛАТОНА КОММЕНТАТОРЫ
  • ПЛАТОНА КОММЕНТАТОРЫ
  • Сатурналии
  • СИРИЙСКАЯ ШКОЛА неоплатонизма
  • ТЕОЛОГИЯ ПЛАТОНА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь