ЛУЛЛИЙ


ЛУЛЛИЙ
(Lully) Раймунд (1235-1315) — средневековый схоласт. До пострига в монахи учился в Париже, вел жизнь придворного и поэта при дворе арагонского короля. Основное внимание Л. было посвящено логике. Занимаясь формальной разработкой учения о силлогизме, пытаясь сделать мышление в какой-то мере автоматическим процессом, он исходил из мысли о формальном характере логического вывода, независимости его от конкретного содержания.
В своем труде «Ars magna» («Великое искусство») Л. описал первую логическую машину. Машина Л. представляла собой набор разной величины дисков, наложенных на один вал. По краям дисков были написаны наиболее важные понятия средневекового мировоззрения. Вращая вал и, соответственно, диски, можно было чисто механически получать правильные суждения. Только спустя четыре столетия Г.В. Лейбниц оценил труд Л. и развил дальше идею механического выполнения логических операций. В 20 в. разработка этой идеи привела к созданию компьютера.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


ЛУЛЛИЙ
        (латиниаиров. Lullius, исп. Lulio, каталан. Lull или Llull) Раймунд [ок. 1235, Мальорка,— ок. 1315, Тунис (?)], философ, богослов. каталанский писатель. Тридцати лет оставил жизнь блистательного придворного поэта, вступил в орден францисканцев и стал миссионером. Проповедовал в Сев. Африке, где, согласно легенде, претерпел мученич. смерть. Крупнейший знаток иудейской и мусульм. теологии, Л. явился одним из родоначальников европ. арабистики. От Л. осталось ок. 300 соч., написанных гл. обр. по-каталански и по-арабски, но сохранившихся часто лишь в лат. переводах.
        Мировоззрение Л. сложилось под влиянием фран-цисканства и Августина. Полемизируя с аверроизмом и его учением о двойственной истине, Л. считал, что истинное познание возможно только в свете откровения. Мир для Л. — символ бога, в каждой вещи отражены божеств. «совершенства», рассмотрение которых открывает познанию принципы действия бога в мире. В целях исчерпывающей полноты такого познания Л. разрабатывал методы моделирования логич. операций, используя символич. обозначения предельных понятий (осн. соч. «Великое искусство» — «Ars magna», опубл. 1480). Это привело его к разработке первой логич. машины и сделало одним из предшественников комбинаторных методов в логике.
        Opera omnia, v. l—8, Mainz, 1721—42 (переизд.— Opera, v. 1—10, Fr./M., 1965); Obres originales, Palma, 1955.
        Battlorl M., Introduccion bibliografica a los estudids Lulianos, Palma, 1945; Estudios Lulianos, Palma, 1957; R z у t-t k а В., Ars magna. Die grosse Kunst des Raimund Lull, Modling bei Wien, [I960]; Platzeck E. W., Raimund Lull. Sein Leben, seine Werke...,Bd 1—2, Dusseldorf, 1962—64.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ЛУЛЛИЙ
(Lulio)
Раймунд (род. ок. 1235, Пальма, Мальорка – ум. 1315, Тунис; по преданию – как христ. мученик) – исп. поэт, теолог, философ. После светской жизни занялся миссионерством среди мусульман; был одним из первых зачинателей научной ориенталистики. Как философ, пытался в своем «Ars magna» («Великое искусство») посредством комбинаторики высших, наиболее общих, очевидных понятий вывести все остальные истины и наглядно изобразить их в их связи, что дает основание считать его предшественником современной логистики.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ЛУЛЛИЙ
(Lullus, Lull), Раймунд (1235 – 29 июня 1315) – исп. философ и богослов. Род. на о. Майорка, учился в Париже, в качестве францисканского миссионера проповедовал в Армении, на Кипре и в Сев. Африке; умер в Тунисе. Л. утверждал, что возможно произвести полное слияние философии с теологией. Исходя из этого положения, он полемизировал не только с аверроистами и их теорией двойственной истины, но и с теми религ. философами, к-рые утверждали, что истины веры недоступны для разума и не должны быть предметом филос. доказательства или объяснения. Как логик Л. фактически положил начало трактатам на тему "de consequentiis" (о следовании), содержащим зачатки теории формальной и материальной импликации. В осн. соч. "Великое искусство" ("Ars magna...", опубл. 1480) Л. описывал свои попытки механически моделировать логич. операции в изобретенной им с этой целью "логической машине", анализировал логич. характер вопросит. предложений, изучал взаимоотношения логич. констант "и" и "или" (vel). Формальную логику Л. определял как "искусство и науку, при помощи которых истина и ложь распознаются разумом и отделяются друг от друга, – наука принятия истины и браковки лжи" (цит. по кн.: ?rantl С., Geschichte der Logik im Abendland, Bd 3, В., 1957, S. 150). В приведенном определении содержится явное указание на двузначный характер логич. формализмов. В "Великом искусстве" Л. описал также и технику моделирования логич. операций – систему концентрич. кругов, из к-рых каждый служит для обозначения группы понятий. Так, одна таблица дает девять субстанций: бог, ангел, небо, человек, воображаемое, чувственное, растительное, стихийное, инструментальное. Другая дает девять абсолютных предикатов: благость, величина, длительность, могущество, знание, стремление, добродетель, истина, слава; третья дает те же предикаты как относительные: благое, великое и т.д. Вращая один круг относительно другого, мы можем получать такие сочетания понятий: благой бог, великий бог и т.д., или же: великая благость бога, длительная благость бога и т.д. Различные точки зрения на предмет отмечены под рубриками: различие, согласие, противоречие, начало, середина, конец, превышение, равенство, умаление. Есть еще таблицы вопросов (ли? что? из чего? почему? как велико? какого качества? когда-где? как и чем?), акциденций (количество, качество, отношение, деятельность, претерпевание, обладание, положение, время, место). Логика сведена Л. к оперированию общими знаками, заключение получается посредством механизма. Правила вращения, посредством к-рого субстанции получают подходящие им предикаты, дают, по его мнению, возможность исчерпать общую науку, истину и все конкретные предметы. В системе Л. много произвольного, но осн. идея, не имеющая никакой связи с теологией Л., была воспринята и усовершенствована Бруно и Лейбницем. Л. – изобретатель первой логич. машины, предшественник комбинаторных методов в логике и в этом смысле – предшественник математич. логики. Л. – автор филос. романа "Blanquerna" (1505, англ. пер., L., 1926).
Соч.: Obras..., v. 1–21, Barcelona, 1906–50.
Лит.: Соловьев В., Лю(у)ллий, Новый энциклопедич. словарь, т. 25, П., [б. г. ]; Дружинин В. Г., К вопросу об авторе сокращения "Великой науки" Р. Л., П., 1914; История философии, т. 1, [M. ], 1940, с. 469; ?ерельман Я. И., Занимательная алгебра, 4 изд., М., 1949; BarberW. Th. ?., R. Lull, L., [1903 ]; Riber [Campins ] L., R. Lulio (R. Llull), Barcelona, 1935; Menendez y Pelayo M., R. Lull (Raimundo Lulio), в кн.: Menendez y Pelayo M., La ciencia espanola, v. 3, B. Aires, [1947 ], p. 5–38; Esclasans ?., La filosofia de R. L., v. 1–, Barcelona, [1952– ]; ?latzeсk E. W., Die Lullsche Kombinatorik, "Franziskanische Studien", 1952, Jg 34, S. 32–60; его же, La combinatoria luliania, "Revista de Filosofia", 1953, v. 12, 1954, v. 13; Rogent E., Duran E., d'Al?s-Moner R., Bibliografia de les impressions Lulljanes, Barcelona, 1927; Вatllоri M., Introduccion bibliografica a los estudios lulianos, Mallorca, 1944.
А. Рубин, H. Стяжкин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ЛУЛЛИЙ
    ЛУЛЛИЙ (Lull, Lullius) Раймонд (1235, Майорка - 1315, Тунис) — испанский богослов и миссионер, философ, логик, алхимик, писатель, один из родоначальников европейской арабистики. Учился в Париже, в тридцать лет оставил светскую жизнь, поэзию и куртуазные произведения и обратился к теологическим, философским, логическим трудам. Написал на каталанском, латыни и арабском языках около трехсот произведений. Испытал влияние арабских ученых (ал-Араби, ал Газали), вместе с тем резко выступал против аверроизма и учения о двойственной истине. В главном труде “Великое искусство” (Ars magna, 1308, опубликован в 1480) предложил своего рода “логическую машину”, позволяющую механически моделировать логические операции мышления — специальный алфавит (понятия обозначались буквами), сочетания фигур, систему семи концентрических кругов, вращение которых давало новые комбинации терминов, исчерпывая все субстанции и акциденции, абсолютные предикаты мира. Эта попытка формализации логических операций пользовалась успехом до сер. 18 в. Лейбниц в диссертации о комбинаторике (1666) подверг се критике как “слабую тень настоящего искусства комбинаторики”. Благодаря конкретным рецептам поиска философского камня и получения золота и серебра “Ars
    458
    magna” и другие труды Луллия в этой области стали настольными для алхимиков. Литературные труды — “Книги о Любящем и Возлюбленном”, “Книги о рыцарском ордене” и “Книги о животных” переведены на русский язык (1997).
    Соч.: Tractatus. ed. J. Mangel, t. 1—2. Genevae, 1702 (Bibliotheca chemica curiosa); Obres essencials, vol. 1—2. Barcelona, t. 1—2, 1957—60 (Biblioteca perenne...); в рус. пер.: Книга о Любящем и Возлюбленном. СПб., 1997.
    Лит.; Меиер Э. История химии с древнейших времен до настоящих дней. СПб., 1899; Rynka B. Ars magna. Die grosse Kunst des Raimund Lull. Modling bei Wien, 1960.
    Л. А. Микешина

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 752
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА"
  • ARS CONJECTURALIS
  • Ars magna
  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • великое равенство
  • Гендер как культурный символ
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • Как делать вещи при помощи слов
  • красота как методологический принцип познания
  • Луллий
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Монография как жанр научной литературы
  • Науковедение как точная наука
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • равенство великое
  • Разновидности научной статьи как жанра
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь