"ЕЩЁ РАЗ О ПРОФСОЮЗАХ, О ТЕКУЩЕМ МОМЕНТЕ И ОБ ОШИБКАХ ТРОЦКОГО И БУХАРИНА"


"ЕЩЁ РАЗ О ПРОФСОЮЗАХ, О ТЕКУЩЕМ МОМЕНТЕ И ОБ ОШИБКАХ ТРОЦКОГО И БУХАРИНА"
произведение В. И. Ленина, написанное в связи с дискуссией о профсоюзах накануне X съезда РКП; посвящено разоблачению фракц. политич. линии Троцкого, направленной на подрыв диктатуры пролетариата в период построения бесклассового общества, а также критике попыток Бухарина "примирить" троцкизм с марксизмом. В брошюре получили конкретизацию и развитие осн. принципы марксистской материалистич. диалектики. Работа над брошюрой закончена 25 янв. 1921.
Выступая против извращения марксистского решения вопроса о взаимоотношении экономики и политики, Ленин не только указывал на политич. ошибочность отстаиваемых фракционерами положений, но и вскрывал методологические, теоретические основы их позиции. "... Нельзя вполне уяснить себе никакой ошибки, в том числе и политической, - указывал Ленин, - если не доискаться теоретических корней ошибки у того, кто ее делает, исходя из определенных, сознательно принимаемых им, положений" (Соч., т. 32, с. 69). Анализ Лениным методологии подхода к сложным обществ. явлениям, определение им сущности диалектич. логики делает работу "Еще раз о профсоюзах..." чрезвычайно ценной и важной в филос. отношении.
Критикуя концепцию Троцкого (к-рый придавал самодовлеющее значение росту производства, отрицая тем самым необходимость правильной политич. линии в экономич. строительстве), Ленин писал, что пролетариат "без правильного политического подхода к делу... не удержит своего господства, а следовательно, не сможет решить и своей производственной задачи" (там же, с. 62–63). "Политика есть концентрированное выражение экономики... Политика не может не иметь первенства над экономикой. Рассуждать иначе, значит забывать азбуку марксизма" (там же, с. 62). Необходима, прежде всего, правильная политич. линия: развитие произ-ва должно укреплять Сов. власть, диктатуру пролетариата. Для привлечения же масс к делу строительства социализма необходимы не абстрактные и путаные построения (вроде троцкистской идеи "огосударствления" профсоюзов), а разработка конкретных мероприятий (натурпремии и т.д.), развивающих активность масс. Ленин подчеркивал, что суть разногласий с Троцким заключается именно в расхождении по вопросу об отношении к массам. Осуществление авантюристич. идей Троцкого привело бы к разрыву партии с массами.
Ленин также отбросил как эклектическую проповедь Бухарина о "соединении" и политического, и хозяйственного подходов, показав, что такая постановка вопроса есть попытка затушевать действительное соотношение политики и экономики. "„И то, и другое“, "с одной стороны, с другой стороны" – вот теоретическая позиция Бухарина, – писал Ленин. – Это и есть эклектицизм. Диалектика требует всестороннего учета соотношений в их конкретном развитии, а не выдергивания кусочка одного, кусочка другого" (там же, с. 69). Осн. теоретич. ошибка Бухарина, повторяет Ленин, – "подмен диалектики марксизма эклектицизмом (особенно распространенным у авторов разных "модных" и реакционных философских систем)" (там же, с. 71, см. также с. 78).
Логике формальной, схоластической, являвшейся методологич. основой эклектики Бухарина, Ленин противопоставил логику диалектическую, марксистскую. На популярном, примере с определением стакана Ленин показал различие этих двух логик.
Каждый предмет выступает всегда в двух аспектах: как бесконечное число различных "...свойств, качеств, сторон, взаимоотношений и "опосредствовании" со всем остальным миром..." (там же, с. 71) и как предмет, выступающий для нужд практики то одной, то другой своей стороной; в последнем случае стороны, качества предмета, не нужные для практики в данный момент, отходят на задний план, не бросаются в глаза. "Логика формальная... берет формальные определения, руководясь тем, что наиболее обычно или что чаще всего бросается в глаза, и ограничивается этим" (там же, с. 72). Ленин, т. о., не отрицает значения формальной логики в познании: она, по его мнению, фиксирует то, что лежит на поверхности явлений, те стороны, к-рые наиболее непосредственно выступают для человека. Ленин говорит о необходимости преподавания формальной логики – с поправками – в низших классах школы.
Однако такая логика не дает знания предмета самого по себе, закона его существования и развития, богатства его связей. Даже если при формально-логич. подходе "...берутся два или более различных определения и соединяются вместе совершенно случайно..., то мы получим эклектическое определение, указывающее на разные стороны предмета и только" (там же). В качестве примера такого эклектич. определения может служить следующее: стакан – и стеклянный цилиндр, и инструмент для питья.
Логика диалектическая идет дальше формальной логики. Она, во-первых, требует всестороннего изучения предмета. "Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и "опосредствования". Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и омертвения... Во-2-х, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, "самодвижении" (как говорит иногда Гегель), изменении" (там же). Употребление здесь Лениным гегелевского термина проливает свет на понимание им развития, движения, а именно: выяснение законов внутр. развития предмета, а не простое установление, сравнение и описание разных стадий процесса. "По отношению к стакану это не сразу ясно, но и стакан не остается неизменным, а в особенности меняется назначение стакана, употребление его, с в я з ь его с окружающим миром. В-3-х, вся человеческая практика должна войти в полное "определение" предмета и как критерий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку. В-4-х, диалектическая логика учит, что "абстрактной истины нет, истина всегда конкретна", как любил говорить, вслед за Гегелем, покойный Плеханов" (там же, с. 72–73). Перечислив эти 4 момента, Ленин отмечает, что он "...не исчерпал понятия диалектической логики. Но пока довольно и этого" (там же, с. 73).
Эти положения, раскрывающие сущность диалектич. логики, – "... квинтэссенция того, к чему пришел Ленин в результате долгих лет работы над вопросами философии..." (Крупская Н. К., О Ленине, 1960, с. 318). Они являются отправным пунктом при разработке проблем методологии науч. познания совр. философами-марксистами.
В работе "Еще раз о профсоюзах..." содержатся и др. важнейшие указания Ленина: о методах политич. руководства и борьбе с бюрократизмом (см. Соч., т. 32, с. 58–59); о связи политич. надстройки с производств. отношениями (см. тамже, с. 60); о взаимоотношении формального демократизма и революц. целесообразности (см. тамже, с. 65); о форме постановки вопроса при изучении развивающегося явления (см. тамже, с. 68); о значении филос. работ Плеханова (см. тамже, с. 73) и др.
Всесторонне рассматривая вопрос о месте профсоюзов в системе диктатуры пролетариата и их роли в социалистич. строительстве, Ленин охарактеризовал профессиональные союзы как "школу коммунизма, школу хозяйничанья". Ленин подчеркивал, что в основе деятельности профсоюзов, являющихся одним из "приводных ремней" от партии к массам, должен лежать метод убеждения. Осн. задача профсоюзов – привлечение широких масс трудящихся к сознат. историч. творчеству, что является необходимым условием построения социализма и коммунизма (см. тамже, с. 70–76). Эти указания Ленина стали программой работы сов. профсоюзов.
Лит.: Владимир Ильич Ленин. Биография, М., 1960, с. 487–90; Алексеев Г. П., Иванов ?. ?., Теоретические основы ленинского учения о советских профсоюзах, "Вопр. философии", 1961, No 4.
А. Володин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 2329
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЧТО ДЕЛАТЬ?"
  • "ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции"
  • "ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА"
  • "ЯСНОЕ, КАК СОЛНЦЕ, СООБЩЕНИЕ..."
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • знание-как и знание-что
  • Идли (там.)
  • История как проблема логики
  • Как делать вещи при помощи слов
  • ЛЕНИН
  • ЛЕНИН
  • ЛЕНИН
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • Плюрализм как модель познания
  • ПРЕДМЕТА ТЕОРИЯ
  • психического как процесса концепция
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Стороны Света
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Что значит быть летучей мышью?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь