КСЕНОФАН


КСЕНОФАН
(ок. 570 — после 478 до н.э.) — др.-греч. философ, поэт, представитель элейской школы. Покинул ионийский Колофон из-за персидского нашествия. Мифология, по К., — продукт человеческого воображения, образы богов созданы людьми как их подобие (отчего у эфиопов боги темнокожи, а у фракийцев белокуры), поэтому боги не превосходят людей нравственно и не могут быть предметом поклонения. Истинный бог един, всевидящ, всеслышащ, всемогущ (правит миром силой мысли без физического усилия), не подобен смертным ни внутренне, ни внешне. Бог внутренне присущ миру, который обожествляется (пантеизм). В чувственно-физическом мире начало — земля, чьи корни простираются в бесконечность. Морское дно частично поднялось, что доказывается отпечатками морских животных в горных породах. Небесные светила — сгустившиеся и воспламенившиеся испарения. Солнце каждый день новое и для каждой местности свое. Подлинная истина людям недоступна, лишь мнения — удел всех.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


КСЕНОФАН
         из К о л о ф о н а (ок. 570 — после 478 до н. э.), др.грея, поэт и философ. После покорения греч. городов Ионии Гарпагом (540 дон. э.) эмигрировал и вёл жизнь «скитальца» в течение 67 лет. По ряду свидетельств, восходящих к полушутливому пассажу Платона в «Софисте», К.— основатель элейской школы и учитель Парменида. Однако древность знала и др. взгляд на К. (совпадающий с мнением большинства совр. исследователей) как на «одиночку» (Диоген Лаэртий). Как странствующий учитель «мудрости», а также по своим просветит. установкам, этич. утилитаризму, гносеологич. релятивизму и эристич. приёмам К. напоминает софистов 5 в. К. не выработал никакой филос. системы: взгляды, излагавшиеся им в различных стихотворениях, не свободны от противоречий. По своему стилю К.— полемист и сатирик, по своему этосу — ниспровергатель всех авторитетов эллинской культуры и религ.-нравств. реформатор. Осн. произв.— «Силлы» («Сатиры») в 5 книгах, направленные «против всех поэтов и философов» его времени, прежде всего против Гомера и Ге-сиода и их антропоморфных богов. Мифологиич. политеизму К. противопоставляет монотеистич. концепцию: «Один бог, наивеличайший среди богов и людей, не похожих на смертных ни телом, ни разумом»; «он весь целиком видит, весь целиком мыслит, весь целиком слышит», правит миром «силой ума» и вечно пребывает неподвижным. Согласно надёжной традиции (Аристотель, Теофраст), К. отождествлял единого бога с универсумом. Учение о боге К. есть, т. о., пантеизм в его классич. оформлении. Гносеология, высказывания К.— первая в истории греч. мысли постановка вопроса о возможности и границах познания. Высшим и абсолютно достоверным знанием, по К., обладает только бог; человеч. знание не выходит за пределы субъективного «мнения» и имеет вероятностный характер. В сочетании с критикой всех филос. систем этот тезис делал К. в глазах антич. скептиков предтечей скептицизма. Впервые зафиксированное у К. противопоставление мнения и знания имело программное значение для антич. гносеологии. Утилитаризм К. имел не только социально-этич. (осуждение роскоши, бесполезность Олимпийских игр), но и космологич. следствия: «солнце полезно..., а луна не нужна».
        Фрагменты: DK I, 113—39; Testimpnianze e frammen-ti, introd., trad. e comm. M. Untersteiner, Firenze, 1967.
        Jaeger W. W., The theology of the early Greek philosophers, Oxf., 1968; Frank el H., Wege und Formen fruhgriechischen Denkens, Munch., 1968s, S. 335 sq.; L e b e d e v A. V., A new fragment of Xenophanes, «Eirene» (тезисы докладов), Sofia, 1978.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


КСЕНОФАН
(XenophanesXpofl. 580577, Колофон, в Малой Азии – ум. 485 – 490 до Р. X., Элея, Южная Италия)
древнегреч. философ. Основал школу элеатов в Южной Италии, «первый среди элеатов цельный ум» (Аристотель). Хотя Ксенофан мыслил большей частью с помощью поэтических образов, нежели понятий, он боролся с антропоморфистским представлением о Боге. Выступая против такого представления, он требовал «мудрости», свободной прежде всего от чувственных образов. Именно в этом смысле понимал богов как одно и все. К природе он относился с благоговением, как к высшему совершенству. Но полной уверенности в существовании богов и общей, единой природы, считал Ксенофан, никто не достиг и не мог достичь, ибо если бы кому-нибудь и удалось стать на верный путь, то все равно он не узнал бы этого, т. к. все есть видимость. Известны «Фрагменты» стихотворений Ксенофана, в которых он излагает свое учение.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


КСЕНОФАН
К о л о ф о н с к и й (?????????) (6–5 вв. до н.э.) – др.-греч. поэт и философ, считавшийся, согласно псевдоаристотелевскому трактату "О Ксенофане, Зеноне и Горгии", основателем элейской школы. В воззрениях К. сильны материалистич. и диалектич. тенденции.
К. – автор элегий (одну из них Пушкин дал в свободном переводе – "Чистый лоснится пол", В 1, Diels 9), в к-рых он осмеивал культ физич. силы (В 2), выступал против роскоши (В 3) и пьянства (В 5), проводил орфич. мотивы (см. Орфики) переселения душ (В 7). В пародийных "Силлах" К. дал знаменитую критику антропоморфизма, к-рая является первой сознат. попыткой опровержения мифологии: "Но если бы быки, лошади и львы имели руки и могли бы ими рисовать произведения [искусства ], подобно людям, то лошади изображали бы богов похожими на лошадей, быки же похожими на быков, и придавали бы [им ] тела такого рода, каков телесный образ у них самих [каждый по-своему ]" (В 15, ср. 16). В этом смысле К. порицал антропоморфич. изображение богов у Гомера и Гесиода (В 10–12). К. резко критиковал различные философ. школы (А 22, 25). Т. о., в художеств. произведениях К. чувствуется филос. мысль. Направленность ее заключается в том, чтобы мыслить бытие, с одной стороны, вполне материально и в его эволюции: "Из земли все [возникло ], и в землю все обратится в конце концов" (В 27), "земля и вода есть все, что рождается и растет" (В 29, ср. В 33). К. мыслит постепенную эволюцию Земли, учитывая, между прочим, на основании личных наблюдений отпечатки морских растений и животных на суше (А 35). Ему принадлежит целая космогония, типичная вообще для досократовской философии (В 38–48; В 30–33). С др. стороны, К. уже дошел до той степени абстракции, чтобы мыслить материю как единое сущее, совмещающее в себе осн. противоречия материи как филос. принципа. Это бытие и повсюду разное (признается постепенная эволюция материи), и повсюду однородное и в этом смысле шаровидное (шаровидность допускается здесь, очевидно, как символ всеобщей однородности, или, как мы теперь сказали бы, одинаковой удаленности всего от центра). Все и ограничено и безгранично. Все едино и множественно. Все телесно и бестелесно.
Все божественно и материально. Все сущее и не-сущее. Все является сознанием, ощущением, мышлением; и все – материально. Среди многочисл. мотивов натурфилософского, критико-мифологич. и поэтич. содержания и в дошедших до нас фрагментах К. убежденно проводится мысль о непрерывности, единстве, вечности, неразрушимости и неизменяемости сущего (см. особенно А35–38), что, несомненно, оказало решающее влияние на всю элейскую школу.
Философия К. впоследствии толковалась и теологически (см. у Климента Александрийского, В 23; у Секста-Эмпирика, В 24; у Симпликия, В 25–26), и материалистически (см. у Аэция, В 27; у Секста-Эмпирика, В 33).
Соч.: Die Fragmente der Vorsokratiker. Griechisch und deutsch, von H. Diels, Bd 1, 9 Aufl., В., 1960; Маковельский ?., Досократики, ч. 1, Каз., 1914, гл. 11 (пер. фрагментов из трудов К. и лит. о нем).
Лит.: Mандес М. И., Элеаты, О., 1911, с. 45–100; История философии, т. 1, [М. ], 1940 (по указат. имен); История философии, т. 1, М., 1957 (по имен. указат.); Berger H., Untersuchungen uber das kosmische System des Xenophanes, "Ber. der konig. Sachs. Gesellschaft der Wissenschaften zu Leipzig. Philol.-hist. Cl.", Bd 46, 1894, S. 15–64; Mavrokordato N., Der Monotheismus des Xenophanes, Lpz., 1910 (Diss.); Frankel H., Xenophanesstudien, "Hermes", 1925, Bd 60, H. 2, S. 174–192.
А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


КСЕНОФАН
    КСЕНОФАН (?????????) из Колофона (ок. 570 — после 478 до н. э.) — древнегреческий поэт и философ. После покорения греческих городов Ионии Гарпагом (540 до н. э.) эмигрировал и вел жизнь “скитальца” в течение 67 лет. По ряду свидетельств, восходящих к полушутливому пассажу Платона в “Софисте”, Ксенофан — основатель Элейской школы и учитель Парменида. Однако древность знала и другой взгляд на Ксенофана (совпадающий с мнением большинства современных исследователей) как на “одиночку” (Диоген Лаэртий). Как странствующий учитель “мудрости”, а также по своим просветительским установкам, этическому утилитаризму, гносеологическому релятивизму и эристическим приемам Ксенофан напоминает софистов 5 в. Он не выработал никакой философской системы: взгляды, излагавшиеся им в различных стихотворениях, не свободны от противоречий. По своему стилю Ксенофан — полемист и сатирик, по своему этосу — ниспровергатель всех авторитетов эллинской культуры и религиозно-нравственный реформатор. Основное произведение — “Силлы” (“Сатиры”) в 5 книгах, направленные “против всех поэтов и философов” его времени, прежде всего против Гомера и Гесиода и их антропоморфных богов. Мифологическому политеизму Ксенофан противопоставляет монотеистическую концепцию: “Один бог, наивеличайший среди богов и людей, не похожий на смертных ни телом, ни разумом”; “он весь целиком видит, весь целиком мыслит, весь целиком слышит”, правит миром “силой ума” и вечно пребывает неподвижным. Согласно надежной традиции (Аристотель, Теофраст), Ксенофан отождествлял единого бога с универсумом. Его учение о боге есть, т. о., пантеизм в его классическом оформлении. Гносеологические высказывания Ксенофана — первая в истории греческой мысли постановка вопроса о возможности и границах познания. Высшим и абсолютно достоверным знанием, по Ксенофану, обладает только бог; человеческое знание не выходит за пределы субъективного “мнения” и имеет вероятностный характер. В сочетании с критикой всех философских систем этот тезис делал Ксенофана в глазах античных скептиков предтечей скептицизма. Впервые зафиксированное у него противопоставление мнения и знания имело программное значение для античной гносеологии. Утилитаризм Ксенофана имел не только социально-этические (осуждение роскоши, бесполезность Олимпийских игр), но и космологические следствия: “солнце полезно... а луна не нужна”.
    Фрагм.: DK I, 113—139; Testimonianze e frammenti, introd., trad. e comm. M. Untersteiner. Firenze, 1967; Lesher J. H. Xenophanes of Colophon. Fragments: A Text and Translation with Commentary. Toronto, 1992.
    Лит.: Лебедев А. В. Фалес и Ксенофан. — В сб.: Античная философия в интерпретациях буржуазных философов. М-, 1981, с. 1—16; Jaeger W. W. The theology of the early Greek philosophers. Oxf., 1968; Frankel H. fege und Formen friihgriechischen Denkens. Miinch., 1968; Lesher J. H. Xenofanes' Scepticism. — Essays in ancient Greek philosophy, v. 2. N. Y, 1983; Lebedev A. V. A new fragment of Xenofanes. - Studi di filosoria preplatonica. Napoli, 1985, p. 13 sqq.
    А. В. Лебедев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    философ


Просмотров: 1930
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЯСНОЕ, КАК СОЛНЦЕ, СООБЩЕНИЕ..."
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «ВСЕ ТЕЧЕТ»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • ВСЕ ТЕЧЕТ
  • ВСЕ-ЖИЗНЬ
  • ВСЕ-ЧЕЛОВЕК
  • Гендер как культурный символ
  • ГЕРАКЛ 22 СМЕРТЬ И ПРИНЯТИЕ ЕГО В СОНМ ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • Закон «все или ничего» (all-or-none law)
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • красота как методологический принцип познания
  • Ксенофан
  • КСЕНОФАН
  • один будда — все будды
  • один суть все
  • Плюрализм как модель познания
  • психическое как процесс
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь