ЧЖАН ЦЗАЙ


ЧЖАН ЦЗАЙ
        Чжан Цзыхоу, Чжан Хэн-цюй, Чжан-цзы (учитель Чжан) (1020 — 9.1. 1078), кит. философ, один из основоположников неоконфуцианства. Род. в Чанъане (ныне Сиань, пров. Шэньси). В юности изучал буддизм и даосизм, затем стал заниматься конфуцианством и особенно «Ицзином» и «Чжун юном» («Рассуждения о соблюдении срединного пути»), ставшими основой его учения. Среди его учеников — братья Чэн, племянники Ч. Ц. Автор трактатов «Си мин» («Зап. надпись»), «Дун мин» («Вост. надпись»), «Чжэн мэн» («Наставления для несведущей юности»), первый из которых высоко ценился неоконфу-цианцами. Ч. Ц. выдвинул концепцию рассеянной во Вселенной и способной принимать форму материальной силы (ци) — основы бытия, начальной субстанцией которой является лишённая физич. формы великая пустота (сюй). В согласии с принципом (ли-законом) ци то соединяется, образуя тьму вещей, то распадается, возвращаясь к сюй. И то, что великая пустота состоит из ци, и то, что материальная сила то возникает, то исчезает, является следствием объективной необходимости, вызываемой «изменением». Второй осн. идеей Ч. Ц. была мысль о том, что с каждым из межчеловеч. отношений связано специфич. моральное требование, однако любовь охватывает всех их, поэтому человек любви отождествляет себя с небом и землёй — родителями всего и всех. В социально-политич. области Ч. Ц. выступал за осуществление идеала классич. конфуцианства — равного распределения земли среди крестьян. см. к ст. Неоконфуцианство.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ЧЖАН ЦЗАЙ
(1020–77) – кит. философ- неоконфуцианец; вслед за Чжоу Дунь-и стремился в обстановке идейной борьбы с буддизмом философски обосновать конфуцианские этич. принципы. В качестве единого начала, объединяющего всю Вселенную, Ч. Ц. выдвинул ци (материальную силу), к-рая в ходе циклич. вибраций то распадается, возвращаясь к великой пустоте, то концентрируется, образуя весь видимый мир. Теория Ч. Ц. направлена и против буддийского подхода, утверждавшего иллюзорность видимого мира, и против даосизма, провозглашавшего, что бытие произошло из пустоты, к-рая, будучи бесконечной, выше конечной материальной силы. Задача человека в мире, по мнению Ч. Ц., заключается в том, чтобы, поняв ход циклич. изменений, действовать в гармонии с ним, а не в том, чтобы поставить себя вне этого процесса (как учили буддисты) или, подобно даосам, при помощи магич. средств пытаться уйти от неизбежного распада. В оказавшей большое влияние на дальнейшее развитие неоконфуцианской мысли "Западной надписи" Ч. Ц., в соответствии с провозглашенным им принципом единства Вселенной, так формулирует этич. кредо: "То, что наполняет вселенную, я рассматриваю, как мое тело, то что ее направляет – как мою природу, всех людей – как моих братьев и сестер, а все живые существа, как моих товарищей" (цит. по кн.: Fung Yulan, A history of Chinese philosophy, v. 2, Princeton, 1953, p. 496). Нек-рые философы видели здесь влияние буддизма с его идеей милосердия, распространяющегося на все мироздание, но большинство неоконфуцианцев рассматривало провозглашенный здесь взгляд как дальнейшее развитие традиционного конфуцианского понятия жэнь (гуманность). В основе социально-политич. взглядов Ч. Ц. лежало утопич. стремление осуществить выдвинутый раннеконфуцианскими мыслителями идеал равного распределения земли среди крестьян.
Лит.: Конрад Н. И., Философия кит. Возрождения (О Сунской школе), в его кн.: Запад и Восток, М., 1966, с. 210–12; Ян Юн-го [и др.], Цзяньмин Чжунго сысянши (Краткая история идеологий Китая), Пекин, 1962, с. 110–115; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго чжэсюэ цзяньши (Краткая история китайской философии), Пекин, 1963, с. 288–290; Chan Wing-tsit, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963, p. 495–517; Sources of Chinese tradition, comp. by de W. T. Bary et al., v. 1, N. Y., 1964, p. 403–406, 465–70.
В. Рубин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ЧЖАН ЦЗАЙ
    ЧЖАН ЦЗАЙ (Чжан Цзыхоу, Чжан Хэнцюй, Чжан-цзы) 1020, Хэнцюй уезда Фэнсянмэй (современная провинция Шэньси) — 9 января 1078] — китайский философ, один из основоположников ведущего направления неоконфуцианства — “учения о принципе” (ли сюэ). Занимал должность редактора в Академии литературы, преподавал в Гуаньчжуне (современный уезд Линбао провинции Хэнань), поэтому его последователи именуются сторонниками Туаньчжунской школы (сокращенно — гуань сюэ). Основные сочинения — “Си мин” (“Западная надпись”), “Дун мин” (“Восточная надпись”), “Чжэн мэн” (“Наставление непросвещенным”), “Цзин сюэди ку” (“Бездонность принципов изучения канонов”), “И шо” (“Учение “[Канона] перемен”), Чжан Цзай связал понятие мировой <(ввпневмы” с космологическими категориями у цзи (“Беспредельное”, см. Тай цзи) и тай сюй (“Великая пустота”). Последняя является основой неуничтожимой “пневмы”, тождественной абсолютной “пустотности” (сюй кун) и одновременно “рассеянной” в ней. “Концентрация” и “рассеяние” “пневмы”, сравниваемые Чжан Цзай с застыванием и таянием лвда в воде, образуют все многообразие вещей. “Рассеянное” состояние “пневмы” тождественно “Великой гармонии” (тай хэ), в которой потенциально присутствуют “две крайности (противоположности)”, проявляющие себя в вещном мире как “превращения (хуа) Неба и Земли”. Взаимодействие этих противоположных тенденций выражается в наличии двух видов мировых трансформаций: резкие (“грубые”) “изменения” и постепенные (“едва различимые”, “тонкие”) “превращения”. Последние в определенный момент предстают как явное “изменение”, после чего вновь вдет процесс постепенных “превращений”.
    Чжан Цзай постулировал зависимость знания от чувственных “восприятии/ощущений”, для возникновения которых необходимо существование познаваемой вещи. Сам по себе человек “не обладает сердцем”, т. е. сознанием и психикой, “сердце появляется благодаря (внешним] вещам”. Это парадоксальное утверждение основано на положении об универсальности “духа” (шэнь) как всеобщей потенции взаимовосприятия. Данная потенция полнее всего реализуется человеком благодаря наличию у него органов чувств, способности к обучению и особого характера его знания. Оно рождается как результат контакта “духовной” субстанции человека и вещи. Специфичность человеческого знания прежде всего в его двуединстве: оно состоит из “знания увиденного и услышанного”, а также из “совокупного знания природы благодати/добродетели”, источник которого Чжан Цзай усматривал в надопытном “благом (врожденном) знании небесной благодати/добродетели”.
    Противопоставление двух видов знания, восходящее к Мэнцзы (кон. 4 — нач. 3 в. до н. э.) корреспондирует с введенной Чжан Цзаем оппозицией “природы Неба и Земли”, т. е. всеобщей совершенной “природы”, с одной стороны, и “природы телесной сущности пневмы”, в которой реализуются индивидуальные качества человека, в т. ч. дурные, — с другой. Сознательно преодолевая “природу сущности пневмы”, в первую очередь посредством “учебы”, можно добиться “изменения и превращения сущности пневмы”, возвращения к исконной “природе Неба и Земли”. Чжан Цзай подверг резкой критике даосскую трактовку “пустоты” (сюй) и буддийские представления о сознании как источнике феноменального мира. Взгляды Чжан Цзая получили продолжение в основных течениях неоконфуцианства (ли сюэ и синь сюэ).
    Соч.: Чжан-цзы цюань шу (Поли. собр. соч. Чжан-цзы). Шанхай, 1935; Чжан Цзай цзи (Собр. соч. Чжан Цзая). Пекин, 1978; Натурфилософские воззрения; О познании, пер. М. Л. Титаренко.— В кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 1. М., 1969.
    А. Г. Юркевич

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1044
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЧТО ДЕЛАТЬ?"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • Как делать вещи при помощи слов
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Монография как жанр научной литературы
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • психического как процесса концепция
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Цзи-Цзай
  • чжан бинлинь
  • чжан бодуань
  • ЧЖАН ДУНСУНЬ
  • ЧЖАН ТЯНЬ-ШИ
  • чжан хэн
  • чжан цзай
  • чжан чжань
  • ЧЖАН-СЯНЬ
  • ЧЖЭН МИН
  • чжэн мин
  • Что значит быть летучей мышью?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь