«ФИЗИКА»


«ФИЗИКА»
        (,??, лат. Physica), позднее название соч. Аристотеля в 8 книгах, которое в греч. рукописях и у древних комментаторов называется «Лекции по физике» . Дошедшая до нас редакция принадлежит Андронику Родосскому (1в. до н. э.), который объединил относительно самостоят. соч.— кн. 1, 2, 3— 6, 7, 8. Из них кн. 1—7 датируются (по Е. Дюрингу) концом академич. периода (355—347 дон. э.), кн. 8 относится ко 2-му афинскому периоду (336—322). «Ф.» открывает комплекс естеств.-науч. соч., структура которого очерчена самим Аристотелем во введении к «Метеорологии» и посвящена фундаментальным принципам и понятиям учения о «природе» . В центре внимания кн. 1 («О началах») — анализ понятия «становления», или «возникновения» . Осн. тезис Парменида: бытие не может возникнуть ни из бытия (в этом случае оно уже есть), ни из небытия и, следовательно, возникновение невозможно,— опровергается заменой понятия небытия-в-себе акцидентальным небытием — ещё-не-бытием, небытием-чем-то-определённым, или «лишённостью (отсутствием формы)» — («образованный человек» возникает не из «нечеловека», а из «необразованного человека»): «принципами» (архе) возникновения, т. о., оказывается троица «форма — отсутствие формы — материальный субстрат», причём первые два понимаются как «противоположности». В кн. 2 (она не была непосредств. продолжением 1-й) формулируется учение о «четырёх причинах» (см. «Метафизика», Форма и материя), причём Аристотель, используя языковую семантику слова «фюсис» и отчасти насилуя её, стремится показать (1—2-ягл.), что каждая из четырёх причин выводится из понятия «природы»: природа-вещество, природа — источник движения (в этой функции аристотелевская «фюсис» заменила платоновскую душу-псюхе), природасамобытность-эйдос, природа-мастер (телеологич. момент). Дальнейшая часть кн. 2 анализирует понятия «случайности» (тюхе), «спонтанности» и «необходимости», из них 7—8-я гл. имеют основополагающее значение для телеологич. концепции природы у Аристотеля. «Природа», по определению, есть «источник движения и изменения», следовательно, необходимо исследовать «движение» (кн. 5—6, 8), но движение предполагает понятие «континуума», континуум связан с «бесконечным» (апейрон), с др. стороны, «движение невозможно без места, пустоты и времени» (200b 20) — отсюда предварит. анализ этих понятий в кн. 3—4. 2-я и 9-я гл. кн. 6 содержат знаменитую полемику с апориями Зенона Элейского. Кн. 7 нарушает общий ход изложения и скомпанована из трёх несвязных частей (вероятно, Андроником). Кн. 8 — наряду с ? «Метафизики» — осн. текст о перводвигателе.
        Греч. комм. к «Ф.» Фемистия, Иоанна Филопона и Симпликия изданы в серии CAG соответственно т. 5, ч. 2 (1900), т. 16—17 (1887—88), т. 9—10 (1882—95). Из ср.-век. комм. следует прежде всего назвать: в Византии — Михаила Пселла, на лат. Западе — Фомы Ак-винского: In octo libros Physicorum Aristotelis expositio, cura et studio M. Maggiolo, 1954.
        Рус. пер. В. П. Карпова (1936; новая ред.— Соч., т. 3, 1981).
        Издания: H. Carteron, v. 1—2, 19613; F. M. Cornford and P. H. Wicksteed, v. 1—2, 1968—70; W. D. ROSS, 19776. Комм.: W. D. ROSS, 1936.
        Mansion ?., Introduction a hi physique Aristotelicienne, Louvain — P., 19462; Solmsen F., Aristotle's system of the physical world, Ithaca, I960; Wieland W., Die aristotelische Physik, Gott., 1962;
        см. также лит. к ст. Аристотелъ.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


Просмотров: 562
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ОПЫТ И ПРИРОДА”
  • ДЕОНТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
  • индивидуальная природа
  • КУЛЬТУРА И ПРИРОДА
  • НЕСОВМЕСТИМЫЕ ПОНЯТИЯ
  • НЕСРАВНИМЫЕ ПОНЯТИЯ
  • объём понятия
  • ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ
  • ограничение понятия
  • Опыт и природа
  • ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
  • ПЕРЕКРЕЩИВАЮЩИЕСЯ ПОНЯТИЯ
  • ПОГРАНИЧНЫЕ ПОНЯТИЯ
  • ПОНЯТИЯ ОБЪЕМ
  • ПОНЯТИЯ ОСНОВНЫЕ
  • ПОНЯТИЯ РАССУДОЧНЫЕ
  • ПОНЯТИЯ СОДЕРЖАНИЕ
  • ПОНЯТИЯ ФОРМЫ
  • ПРИРОДА
  • природа
  • ПРИРОДА
  • ПРИРОДА
  • ПРИРОДА
  • Природа
  • природа
  • ПРИРОДА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • природа истинная
  • ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
  • Природа, природный
  • ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь