САУТРАНТИКА


САУТРАНТИКА
        (санскр.), филос. школа буддизма хи-наяны. Отделилась от вайбхашики (сарвастивады) во 2—3 вв. н. э., в противоположность которой признаёт не три, а только два первых раздела «Типитаки», отрицая аутентичность «Абхидхарма-питаки». С. испытала влияние махаяны, что впоследствии привело к образованию ряда школ, объединяющих идеи двух направлений буддизма, в частности школы С.-мадхьямика-сватант-рика. Ряд школ образовался в Китае, Японии, Корее, представители которых соединили идеи С. с идеями вайбхашики и ранней махаяны. Оригинальные произв. С. не сохранились. Гл. источником для изучения этой школы является «Абхидхармакоша» Васубандху.
        Характерной чертой С. является критич. отношение к схоластич. реализму вайбхашики. Считая, что реально существует лишь мгновенное, а всё «длительное» существует только номинально, С. в противоположность вайбхашике отрицает существование прошлых и будущих дхарм и признаёт только существование дхарм «настоящих», в связи с чем возникновение и исчезновение их у С.— не странствие по ступеням времени, а дей-ствит. возникновение и исчезновение. Одновременно С. приходит к признанию некой внутр. тонкой организации, играющей роль души. Отклонение от схоластич. реализма вайбхашики и сближение с махаяной проявляется у С. особенно в её концепции нирваны как абсолюта: с одной стороны, она описывается как голос небытие, совершенное отсутствие, с другой — отождествляется с неким недифференцированным универсумом, что согласуется с допущением С. доктрины кос-мич. тела Будды, Дхармакаи. Склонность С. к доктринам махаяны проявляется и в ходе дальнейшего её развития.
        см. при ст. Хинояна.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


САУТРАНТИКА
одна из восемнадцати религ. филос. школ хинаянистского буддизма (см. Хинаяна). Ее возникновение нек-рые ученые приурочивают к 200 до н.э., другие – к 200 н.э. Скептически относясь к схоластич. распрям множества школ, на к-рые разделились последователи Будды, саутрантики отрицали аутентичность филос. трактатов Абхидхадрмы – третьей "корзины" буддийского канона Трипитаки, считая бесспорно авторитетной только Сутрапитаку (отсюда и название школы). Оригинальные произв. саутрантиков не сохранились. Гл. источником для изучения этой школы, как и мн. др. буддийских школ, является своего рода буддийская энциклопедия, написанная философом Васубандху (4 в. н.э.) под назв. "Абхидхармакоша".
Одним из осн. теоретич. затруднений буддийских схоластов было противоречие между отрицанием существования вечной души и признанием существования воздаяния (кармы) и спасения (нирваны). В качестве решения этого противоречия саутрантики предлагают неуязвимое "семя добра", к-рое существует с незапамятных времен, никогда не изменяет свою сущность, пребывает в нас всю нашу жизнь и ведет нас к нирване; наряду с "семенем добра" саутрантики вынуждены ввести также противоположное начало – "семя зла", под к-рым они имеют в виду "врожденную способность порождать (новую) страсть как следствие прошлой страсти". С помощью понятий "семени добра" и "семени зла", к-рые представляют собой внутр., "нерушимые" элементы (дхармы), саутрантики пытаются объяснить, как существуют воздаяние и спасение. Причем они считают, что эти дхармы не могут быть уничтожены, они сохраняются как "семя", к-рое прорастает при благоприятных условиях. Эти теоретич. построения впоследствии находят завершение в понятии "сокровищницы сознания" (alaya-vijnana) Асанги – основателя школы йогачар.
В отличие, напр., от сарвастивадинов (представители сарвастивады, см. Вайбхашика), утверждавших, что материальные и духовные дхармы реально существуют, а "семя", к-рое ни тождественно мысли, ни отлично от нее, существовать не может, саутрантики считали, что, помимо "внутренних" дхарм, реально существуют лишь мгновенные дхармы, а все то, что обладает длительностью, существует лишь номинально. Общие понятия – лишь полезные выдумки, умственные построения (prajnapti), пригодные для описания явлений, к абс. реальности они не применимы. Понятия относятся к сфере рассуждения, абсолютная же реальность постигается не путем рассуждений, а путем медитации. Саутрантики отрицали реальное существование нирваны, к-рая, являясь, по их мнению, простым отсутствием действий, не может быть познана ни путем прямого восприятия, ни путем логич. вывода. Сопоставляя С. с сарвастивадой и нек-рыми др. школами буддизма, можно сделать вывод, что т. зр. саутрантиков сходна со ср.-век. номинализмом. Из всех хинаянистских школ С. оказала наибольшее влияние на махаянистское направление в буддизме (см. Махаяна).
Лит.: Vasubandhu, L'Abhidharmakosa, [t. 1–6], P.–Louvain, 1923–31; Frauwallner E., Die Philosophie des Buddismus, В., 1956; Gonze Ed., Buddhist thought in India, L., 1962.
И. Кутасова. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


САУТРАНТИКА
    САУТРАНТИКА (еанскр. sautrantika— приверженец сутр) — школа индобуддийской философии хинаяны, возникшая в результате раскола на соборе буддистов при императоре Канишке (1—2 вв.). Саугрантики словом Будды считали только Сугра-питаку (см. Трчпчтака) и не согласились признать аутентичными тексты Абхидхарма-питаки — третьей “корзины” буддийского канона, что сделали последователи вайбхашчки, составившие на них комментарии (“Вибхаша”). Первым философом школы, сформулировавшим ее принципы, был Кумаралата (2 в.). Его труды, как и его последователей, не сохранились. Единственный дошедший до нас трактат школы — “Спхугартха” (“Открытие значений”) — написан последним из саутрантиков, Яшомитрой (8 в.), и является комментарием на “Абхадхармакошу” Васубандху.
    Саутрантика отрицала возможность существования прошлых и будущих дхармо-частиц потока сознания в настоящем, признавая за ними только номинальное (праджняпти) существование и возражая против положения вайбхашики о двойственной природе сущего. Согласно саутрантике, сущность (???еья) неотличима от ее действия и лишь проявления сущности доступны познанию; сущностно то, что в одно мгновение является и исчезает, а понятие “вещи” есть только условное обозначение настоящего и реального сочетания мгновений сознания. Для саугрантики восприятие внешних объектов весьма относительно: объект дает органу восприятия лишь импульс для создания определенной формы, чтобы стать осознанным. Сознание актуально в настоящем, когда оно суть самосознание, т. е. освещает и объекты, и самое себя подобно лампе. Саутрантика полагала, что сансара реальна, а нирвана не реальна, поскольку не существует независимо от сансары. Нирвана -- это конец перерождений, не представляющая собой какого-либо иного бытия.
    Сауграшика отрицала абсолютную реальность и в понимании мадхьямики как пустоты (туньята), и в понимании ио" гачары как сознания-сокровищницы (алаявиджияна). Она также прославилась искусными доводами, опровергающими доктрину “Я” (Атмана). В отличие от вайбхашики саутрантика не отвергала подлинность сутр махаяны, хотя и считала их вторичными. Как и махаянисты, саугрантики признавали Тело Закона Будды (дхарма-кайя) в качестве единого принципа мироздания. Поэтому школу называли переходной от хинаяны к махаяне.
    Влияние саутрантиков на историю индийской философии заключалось не столько в их собственных взглядах, сколько в беспощадной критике чужих воззрений. Лит.: Васильева. Буддизм, его догматы, история и литература, ч. 1. СПб., 1857; Щербатской Ф. И. Избр. труды по буддизму. М., 1988; GuentherH. V. Buddhist Philosophy in Theory and Practice. Boulder—L., 1976.
    В. П. Андросов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1049
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЧТО ДЕЛАТЬ?"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Дети как свидетели
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • Как
  • как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • представление как репрезентация
  • психическое как процесс
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • Саутрантика
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • сознания школа только
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фрейм как если бы
  • Что значит быть летучей мышью?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • школа только сознания
  • школы раннего буддизма



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь