РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ


РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ
        (отфранц. representatif — показательный, характерный), представительность, мера возможности восстановить, воспроизвести представление о целом по его части или мера возможности распространить представление о части на включающее эту часть целое. Понятие Р. широко используется в практике эмпирич. исследований в рамках т. н. выборочного метода, когда обследование целого (генеральной совокупности) сводится к обследованию части (выборки или выборочной совокупности) с последующим распространением результатов обследования выборки на генеральную совокупность. Здесь Р. выступает как понятие формальное и выражается обычно через величину и границы интервала (называемого доверит. интервалом), в котором с заданной степенью достоверности (или, как говорят, с заданной доверит. вероятностью) может оказаться определ. числовая характеристика генеральной совокупности. Величина и границы доверит. интервала поддаются расчёту и зависят от объёма генеральной совокупности, объёма выборки, способа отбора, задаваемой априори степени достоверности (доверит. вероятности), способа расчёта обследуемой характеристики и её значения для выборочной совокупности. Изучением подобных зависимостей занимается формальная теория Р., разрабатываемая в рамках одного из разделов математич. статистики — теории выборочного метода.
        Вентцель Е. С., Теория вероятностей, М., I9604; Кокpeн У., Методы выборочного исследования, пер. с англ., М., 1976.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ
(от франц. representatif – представляющий собой что-либо) – свойство выборочной совокупности, к-рое позволяет с нек-рой ошибкой – наперед заданной или вычисленной на материалах фактич. выборки – отождествлять распределение изучаемого признака в выборке с распределением этого признака в генеральной совокупности. Р. есть представительность выборки по отношению к генеральной совокупности по нек-рым заданным конкретным признакам. Р. зависит от субъективных и от объективных факторов. Так, соответствие метода отбора целям исследования, строгость соблюдения процедуры отбора, правильность метода сбора информации, влияющие на Р., не достигаются никакими формальными средствами и полностью зависят от добросовестности и подготовленности исследователей. Особенно велика опасность субъективных ошибок при социологич. исследованиях, в к-рых выборочные данные получаются путем опроса. Объективные ошибки связаны с выборочным характером исследования (ошибки выборки). Эти ошибки поддаются формальному расчету и зависят от колеблемости изучаемого признака, объема выборки, способа отбора, характера генеральной совокупности. Методы вычисления ошибок развиты соответствующими разделами математич. статистики.
Ошибки выборки либо могут задаваться до проведения обследования с целью определения объема выборки, гарантирующего ошибки, не превосходящие заданных, либо могут рассчитываться по результатам обследования для определения обоснованности их распространения на генеральную совокупность.
Лит.: Романовский В. И., Элементарный курс математич. статистики, 2 изд., М.–Л., 1939; Крамер Г., Математич. методы статистики, пер. с англ., М., 1948; Миллс Ф., Статистич. методы, пер. с англ., М., 1958; Ван-дер-Варден Б. Л., Математич. статистика, пер. с нем., М., 1960; Юл Дж. Э., Кендэл М. Дж., Теория статистики, пер. с англ., 14 изд., М., 1960.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Синонимы:
    показательность, представительность, характерность


Просмотров: 1969
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • ВЫБОРКИ ДИСПЕРСИЯ
  • ВЫБОРКИ ЕДИНИЦА
  • ВЫБОРКИ ОБЪЕМ
  • ВЫБОРКИ ОСНОВА
  • ВЫБОРКИ ОШИБКИ
  • ВЫБОРКИ ОШИБКИ СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ
  • ВЫБОРКИ ОШИБКИ СЛУЧАЙНЫЕ
  • ВЫБОРКИ ОШИБКИ СТАНДАРТНЫЕ
  • ВЫБОРКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
  • ВЫБОРКИ РАССЕИВАНИЕ
  • ВЫБОРКИ СМЕЩЕНИЕ
  • ВЫБОРКИ ЭЛЕМЕНТ
  • ЕДИНИЦА ВЫБОРКИ
  • Качественные методы исследования
  • Методика выборки
  • Методика выборки
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИННЫХ СВЯЗЕЙ
  • МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Методы эмпирического исследования (empirical research methods)
  • ОБЪЕМ ВЫБОРКИ
  • ОСНОВА ВЫБОРКИ
  • ОШИБКИ ВЫБОРКИ
  • Пер-м-рху
  • Против метода. Очерк анархистской теории познания
  • РАССЕИВАНИЕ ВЫБОРКИ
  • Репрезентативность выборки
  • Репрезентативность выборки
  • СТАНДАРТНАЯ ОШИБКА ВЫБОРКИ
  • ТЕОРИЯ ДВУХ СОСТОЯНИЙ (или пороговая теория Люса)
  • Тесты для отбора кандидатов (selection tests)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь