РАЗИ


РАЗИ
        ap - Pази (латинизиров. Pазес , Rhazes) Абу Бакр Мухаммед бен Закария (865—925 или 934), иран. учёный-энциклопедист, врач и философ; рационалист и вольнодумец. Руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Р. был хорошо знаком с антич. наукой, медициной и философией; оставил труды по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и химии (алхимии) — всего, очевидно, 184 соч. (до нас дошло 61); труды Р. были переведены на лат. яз. в Европе в 10—13 вв.
        Для науч. исследований Р. характерны свобода от догматизма, использование эксперимента, стремление к практич. пользе. В основе филос. концепции Р., близкой некоторым разновидностям гностицизма, лежит учение о пяти вечных началах: «творце», «душе», «материи», «времени», «пространстве»; посланный творцом разум внушает душе, пленённой материей, стремление к освобождению: путь к этому — изучение философии.
        Атомизм Р. близок атомизму Демокрита; Р. верил в абс. пространство, абс. время и признавал множественность миров. В этике выступал против аскетизма, призывал к активной обществ. жизни, считая образцом Сократа.
        Р. резко критиковал все существовавшие в его время религии. Ему принадлежит антиклерикальный трактат «Махарик аль-анбийа», который лёг, по-видимому, в основу лат. ср.-век. памфлета «О трёх обманщиках». Истина, по Р.,— едина, религий — множество, следовательно, все религии ложны; надо читать не Священное писание, а книги философов и учёных. Антиклерикальные высказывания Р. вызвали яростные нападки му-сульм. мыслителей 10—11 вв., в частности Фараби.
        Abu Bakr Muhammadi filu Zachariae Baghensis (Razis). Opera philosophica fragmenta quae supersunt, collegit et edidit P. Kraus, pt. l, Cahirae, 1939; в рус. пер,—Каримов У. И., Неизвестное сочинение ар-Рази «Книга тайны тайн», Таш., 1957.
        Nadjmabadi M., Bibliographie de Rhazes..., Tehran, 1960.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


РАЗИ
а р - Р а з и, латинизир. Р а з е с (Rhazes), Абу Бакр Мухаммед бен Закария (865–925 или 934) – ученый-энциклопедист, врач и философ Ближнего Востока, рационалист и вольнодумец. Родился в г. Рее (близ совр. Тегерана). Руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Последние годы жизни Р., подобно Ибн Сине, скитался, жил при дворах мелких феод. правителей. Умер в Рее.
Р. был знаком с антич. наукой, считал себя последователем Платона. Произв. Р. были переведены на латынь уже в 10–13 вв. Особенно известны переводы медицинских сочинений: "Liber continens", "Liber (иногда Nonus) Almansoris" и "Liber regius" (см. библиографию всех известных произв. Р. и их переводов: Bibliographie de Rhazes... preparee par M. Nadjambadi, Tehran, 1960). Творчество Р., помимо его самостоят. ценности, – одно из важных звеньев, связывавших культуры Востока и Запада, античность и Ренессанс.
Р. оставил труды по философии, этике, теологии, логике, астрономии, физике, химии (алхимии) и медицине. В 11 в. Бируни составил библиографию трудов Р. (см. лит.), содержащую 184 названия (нек-рые авторы называют цифры 167 и 238). До нас дошли 61 произв. и многочисл. фрагменты, включенные в труды др. авторов.
Для стиля науч. исследования Р. характерны свобода от догматизма и преклонения перед авторитетами, борьба с предрассудками и мистич. истолкованием явлений природы, широкое использование экспериментов, стремление к практич. пользе.
Основу онтологич. взглядов Р. составляет вера в пять вечных начал: "творец", "душа", "материя", "время" и "пространство". Сотворение мира имеет у Р. форму гностич. мифа. "Душа" (слепая жизненная сила) пожелала соединиться с "материей", "пропитать мир", дабы испытывать в нем наслаждение. Однако "материя" уклоняется от воссоединения. Тогда демиург в своем милосердии творит материальный мир, чтобы "душа" наслаждалась в нем и сотворила человека. Так "душа" становится пленницей "материи". Демиург посылает к "душе" разум, чтобы поведать ей: материальный мир – не ее родина. Узнав об этом, "душа" начинает тосковать и стремится освободиться от пут "материи". Единств. путь к такому освобождению, по мнению Р., – изучение философии. Когда все "души" освободятся, мир растворится и "материя", лишившись форм, вернется к первонач. состоянию.
В области натурфилософских воззрений Р. выступает как противник аристотеликов и мутакаллимов и опирается на Платона. Его атомизм, резко отличный от атомизма мутакаллимов, близок (единств. прецедент в ср. века) атомизму Демокрита. Р. верил в абс. пространство и абс. время и, очевидно, признавал множественность миров.
Несмотря на пессимистич. выводы, вытекающие из его космогонии, в области этики Р. восставал против чрезмерного аскетизма и рассматривал активную обществ. жизнь Сократа как достойный образец для подражания. Радость, наслаждения Р. считал не самоцелью, а лишь переходом к нормальному состоянию, из к-рого ранее нас вывела боль. Он создал специальный (дошедший до нас) трактат об образцовой жизни философа и полагал, что философ, по выражению Платона, "должен походить на творца", быть справедливым к людям и снисходительным к их ошибкам.
Веря в прогресс науки, Р. полагал, что, хотя сам он мудрее Платона и приближается по мудрости к Сократу, вслед за ним придут др. ученые, к-рые своими творениями превзойдут все достигнутое им подобно тому, как сам он превзошел достижения других. Р. считал, что не следует говорить о заблуждениях и лжи в трудах ученых-предшественников: каждый философ ошибался, делая усилия на пути к истине, и в меру этих усилий приблизился к ней.
Р. критиковал все существовавшие в его время формы религии и издевался над мутазилитами, пытавшимися ввести в теологию достижения науки и аристотелевскую силлогистику. Р. создал неск. трактатов на эту тему, в т.ч. резкий антиклерикальный трактат "Машарик аль-анбийа", популярный впоследствии у карматов. Именно этот трактат, по-видимому, лег в основу ср.-век. антиклерик. трактата "De tribus impostoribus" ("О пророках"). Р. утверждал, что все люди равны от природы и, следовательно, пророки не имеют права претендовать на духовное превосходство. "Чудеса", сотворенные пророками, суть обман либо благочестивые басни, созданные верующими. Истина едина, религий множество, следовательно – все религии ложны. Религия существует за счет традиций и привычек, основана на обмане и приносит вред, т.к. является причиной войн, ведущих к бессмысленной гибели тысяч людей. Все "священные писания" – совершенно бесполезные книги; гораздо нужнее людям книги Платона, Аристотеля, Эвклида, Гиппократа. Полемика Р. с религией – самая острая за всю историю ср. веков. Она, очевидно, имеет источник в нек-рых манихейских ересях (см. Манихейство). Антиклерик. высказывания Р. вызвали яростные нападки на него со стороны исмаилитов, Насира Хосрова (11 в.) и Абу Хатима ар-Рази (10 в.). Против эгалитаризма Р. выступали также аль-Фараби и, очевидно, Маймонид, к-рый возражал и против вытекающей из онтологии Р. мысли о том, что в мире больше зла, нежели добра, и что человеч. жизнь является злом и наказанием.
Соч.: Epitre de Beruni contenant le repertoire des ouvrages de Muhammad b. Zakariya ar-Razi, publ. par P. Kraus, P., 1936; Abi Bakr Muhammadi fillii Zachariae Raghensis (Razis). Opera philosophica fragmentague supersunt, collegit et edidit P. Kraus, pt. 1, Cahirae, 1939; см. также книгу: У. И. Каримов, Неизвестные соч. ар-Рази, "Книга тайны тайн". [Исследов., пер. и коммент.], Таш., 1957; Al-Sirat al-falsafiya, by Muhammad ibn Zakariya al-Razi, ed. by P. Kraus, Tehran, 1964.
Лит.: Ибн аби Усейбаа, Табакат ал-апиба, Каир, 1882; Ташкёпри-заде, Мавзуат ал-улум, Стамбул, 1895-96; Pines S., Beitrage zur islamischen Atomenlehre, В., 1936, S. 34-93; Kraus P., Pines S., Al-Razi, Abu Bakr Muhammad b. Zakar iya, в кн.: Encyclopedie de l'Islam, Livraison 54, Leyde-P., 1936; Pines S., Razi critique de Galien, в кн.: Actes du Septieme Congres International d'histoire de Sciences, Jerusalem, 1953, p. 480-87; Nasir-e Kho-sraw, Le livre reunissant les deux sagesses..., ed. par H. Corbin et M. Mo'In, P., 1953 (Etude preliminaire, p. 128-44); ?ines S., What was original in Arabic science?, в кн.: Scientifique change, N. Y., 1963, p. 193-97.
A. Бертельс. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1602
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЧТО ДЕЛАТЬ?"
  • "ВЕЩЬ ДЛЯ НАС"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
  • «ВСЕ ТЕЧЕТ»
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Абу Убайда ибн аль-Джаррах
  • ВСЕ ТЕЧЕТ
  • ВСЕ-ЖИЗНЬ
  • ВСЕ-ЧЕЛОВЕК
  • Закон «все или ничего» (all-or-none law)
  • знание-как и знание-что
  • ИБН ТУФЕЙЛЬ, Абу Бекр Мухаммед ибн Абд-аль-Малик, лат. Абубацер
  • Линии Демокрита и Платона в истории культуры
  • один будда — все будды
  • один суть все
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
  • пространство и время
  • Пространство, время, материя
  • РАЗИ Абу Бакр Мухаммад
  • РАЗИ Фахр ад-Дин
  • священные книги востока
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Что значит быть летучей мышью?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь