ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ


ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
        связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отд. его характеристик при переходе к новому состоянию. П. выступает как одна из важнейших сторон закона отрицания отрицания.
        В истории философии для тех метафизич. концепций, которые сводят развитие к плоскому эволюционизму или круговороту и рассматривают его как воспроизведение относительно неизменных форм, характерно гипертро-фирование П. Концепции типа теории катаклизмов, напротив, недооценивают или даже отрицают П., гипертрофируя изменения, различия в объекте при переходе его к новым состояниям.
        Развёрнутый теоретич. анализ П. в связи с диалектич. концепцией развития впервые был проведён Гегелем, который рассматривал П. как существ. сторону диалектически понятого отрицания.
        Диалектич. материализм различает П. при количеств. изменениях, когда её осн. содержание составляет сама структура, организация объекта (напр., биологич. воспроизводство в рамках одного вида), и П. при качеств. изменениях, когда структура объекта трансформируется, а содержанием П. являются отд. элементы и характеристики объекта.
        Принципиальное значение имеет выявление специфики П. в обществ. развитии. Одна из осн. проблем возникающих здесь — проблема взаимозависимости П. различных форм обществ. жизни. С одной стороны, «история есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 44—45); следовательно, главной в развитии общества является П. материального производства, определяющая П. и различных форм духовной Жизни. С др. стороны, эти последние, будучи обусловлены уровнем экономич. развития, в то же время непосредственно зависят от мыслительного материала, накопленного предшествующими поколениями.
        В силу сложности и внутр. противоречивости социального развития П. здесь может носить либо прогрессивный, либо реакц. характер в зависимости от того, каково отношение её содержания к социальному прогрессу. Борьба с П. консервативных взглядов, традиций, привычек составляет важное условие эффективного идеологич. руководства обществом.
        Особой проблемой является соотношение П. и классовости в развитии духовной жизни общества. С точки зрения вульгарного социологизма (А. А. Богданов, В. Ф. Плетнёв и др.) эти понятия взаимоисключают друг друга. Но на деле П.— необходимый атрибут развития духовной культуры классового общества, т. к. не все ее компоненты являются классовыми и тем более реакционными.
        В науч. познании П. основывается на том, что в каждой относит. истине содержатся зёрна абс. истины. В философии П. выражается в относит. устойчивости осн. принципов разрешения фундаментальных проблем онтологии, гносеологич. социологии, этики и эстетики.
        Маркс К., Морализирующая критика и критизирующая мораль, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4; Ленин В. И., Успехи и Трудности Сов. власти, ПСС, т. 38; его же, Задачи союзов молодежи, там же, т. 41; Балле? Э. А., П. в развитии культуры, М., 1969; его ж е, Коммунизм. Культура. Человек М., 1979; Неновски Н., П. в праве, пер с болг., М., 1977; Бушмин А. С., П. в развитии литературы, Л., 19782; Чалоян В. К., Восток— Запад. П. в философии антич. и ср.век. общества, М., 19792; Г?инин В. В., Ладыгина А. В.; Искусство: диалектика П., Минск, 1979.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
связь между различными этапами или ступенями развития, сущность к-рой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отд. сторон его организации при изменении целого как системы. П. выступает как одна из важнейших сторон отрицания отрицания закона. В истории философии для тех метафизич. концепций, к-рые сводят развитие к плоскому эволюционизму или круговороту и рассматривают его как воспроизведение относительно неизменных форм, характерно гипертрофирование П. Концепции типа теории катаклизмов, напротив, недооценивают или даже отрицают П., гипертрофируя изменения, различия в системе при переходе ее к новым состояниям.
Развернутый теоретич. анализ П. в связи с диалектич. концепцией развития впервые был проведен Гегелем, к-рый рассматривал П. как существ. сторону диалектически понятого отрицания: "... другое есть по существу не пустое отрицательное, не ничто,... а другое первого, отрицательное непосредственного; оно, следовательно, определено как опосредствованное, – содержит в себе вообще определение первого. Первое, стало быть, по существу, также сбережено и сохранено в другом. – Удерживать положительное в его отрицательном, содержание предпосылки – в ее результате, это – самое важное в разумном познании" (Соч., т. 6, М., 1939, с. 307–08).
Диалектич. материализм различает П. при количеств. изменениях, когда ее осн. содержание составляет сама структура, организация объекта (напр., биологич. воспроизводство в рамках одного вида), и П. при качеств. изменениях, когда структура объекта трансформируется, а содержанием П. являются отд. элементы, составляющие, связи объекта. Во втором случае каждый последующий этап снимает в себе структуру предшествующего, причем такое снятие может выступать либо в форме преобразований структуры (когда уровень, порядок организации остается прежним), либо в форме перехода к организации иного порядка.
Принципиальное значение имеет выявление специфики П. в обществ. развитии. Одна из осн. проблем, возникающих, здесь, – это проблема взаимозависимости П. различных форм обществ. жизни. С одной стороны, "история есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 44–45); следовательно, главной в развитии общества является П. форм материального произ-ва, определяющая П. и различных форм духовной жизни. С др. стороны, эти последние, будучи обусловлены уровнем экономич. развития, в то же время, подчиняясь имманентным законам развития, непосредственно зависят от мыслит. материала, накопленного предшеств. поколениями.
В силу сложности и внутр. противоречивости социального организма П. в обществ. развитии может носить либо прогрессивный, либо реакц. характер в зависимости от того, каково отношение ее содержания к социальному прогрессу. Учет П. консервативных взглядов, традиций, привычек составляет важное условие эффективного идеологич. руководств" обществом.
Особой проблемой является соотношение П. и классовости в развитии духовной жизни общества. С т. зр. вульгаризаторов марксизма эти понятия исключают одно другое. Но на деле П. – необходимый атрибут развития духовной культуры классового общества, ибо отнюдь не все ее компоненты являются классовыми и тем более реакционными.
В сфере мыслит. деятельности различают позитивную П., основанную на критич. переработке и использовании результатов, достигнутых прошлыми поколениями, и негативную П., когда те или иные выводы достигаются вопреки и в противовес ранее сделанным.
В науч. познании П. основывается на том, что в каждой относит. истине содержатся зерна абс. истины. Будучи общим законом науч. познания, П. в каждой науке имеет специфич. черты. Напр., в физике она обнаруживается в форме принципа соответствия (см. Соответствия принцип) и ряде др. форм взаимосвязи физич. теорий. В философии П. основывается на относит. устойчивости осн. принципов разрешения фундамент, проблем онтологии, гносеологии, социологии, этики и эстетики.
Лит.: Маркс К., Морализующая критика и критизирующая мораль, Соч., 2 изд., т. 4; Ленин В. И., Успехи и трудности Сов. власти, Соч., 4 изд., т. 29; его же, Задачи союзов молодежи, там же, т. 31; Шалютин С. М., Диалектич. отрицание и проблема П. в обществ. развитии, в сб.: Нек-рые проблемы диалектич. и историч. материализма, М., 1958 ("Уч. зап. АОН при ЦК КПСС", вып. 43); Баллер Э. ?., Проблема П. в развитии культуры, "ВИМК", 1961, No 5; Яxот О. О., Отрицание и П. в историч. развитии, "ВФ", 1961, No 3; Кедров Б. М., О повторяемости в процессе развития, М., 1961; Кузнецов И. В., Взаимосвязь физич. теорий, "ВФ", 1963, No 6; ?оуnbее ?., A study of history, 2 ed., v. 9, L., 1955; Ralph Ph., The story of our civilisation, L., 1957; Bagby P., Culture and history, L., 1958; Die Idee des Fortschritts, Munch., 1963; Miller H., Progress and decline; the group in evolution, Oxf., 1963.
Э. Баллер. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Синонимы:
    наследственность, правопреемство, преемничество, преемственная связь, преемство, связь, сукцессия, филиация, эстафета


Просмотров: 1028
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МОНИСТИЧЕСКОГО ВЗГЛЯДА НА ИСТОРИЮ"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МОНИСТИЧЕСКОГО ВЗГЛЯДА НА ИСТОРИЮ»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • Дислексия, наблюдающаяся в процессе развития
  • Задержки в развитии специфические
  • знание-как и знание-что
  • Или, Или. лама савахфани
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • История как проблема логики
  • ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
  • Как делать вещи при помощи слов
  • красота как методологический принцип познания
  • Нарушение развития в форме гиперкинеза
  • Опросник Для Диагностики Устойчивых Форм
  • отклонения в психическом развитии ребенка
  • Отклонения В Психическом Развитии Ребенка
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Полемика о роли природы и воспитания в развитии (nature-nurture controversy)
  • Постоянные наблюдатели Святого Престола при Организации Объединенных Наций
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Расстройство речевого или языкового развития
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • условие развития



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь