МАХАЯНА


МАХАЯНА
        (санскр., букв.— большая колесница), крупнейшее, наряду с хинаяной, направление буддизма. Окончат. формирование М. относится к первым векам н. э. и связано с именами Нагарджуны, Асанги, Ашвагхоши и др. Расцвет М. в Индии — сер. 1-го тыс. н. э. Из Индии М. распространилась в сев. страны и утвердилась в Китае, Тибете, Непале, Японии, Корее, Монголии и др., получив название сев. буддизма (отд. секты на Яве и Суматре). Самые значит. филос. школы М. мадхьямика и йогачара. М. дала основание ряду сект. Наиболее известная — дзэн ,(кит. чань), образовавшаяся в Китае в 5 в. н. э., в наст, время чрезвычайно популярна в Японии. В 5 в. появляется ваджраяна — на,-правление буддизма, аналогичное индуистскому тант-ризму, распространившееся в Тибете, Китае, Непале, Японии и др. Под его влиянием образовалось новое течение буддизма — ламаизм, укрепившийся в Тибете, Монголии, Калмыкии.
        Среди осн. текстов М., кроме соч. религ.-догматич. содержания («Лалитавистара», «Саддхармапундарика-сутра» и др.), посвящённых гл. обр. мифологизирован-ному образу Будды, тексты более филос. содержания: «Праджнапарамита-сутры» («Сутры о высшей мудрости»), создававшиеся на протяжении 1000 лет, трактаты; отд. школ М., среди которых центр. место занимает «Мадхьямика-карика» Нагарджуны, и др.
        Развитие М. связано с влиянием на буддизм, с одной стороны, брахманистсковедийской культуры (расцвет М. совпадает с развитием религии и философии индуиз-ма, в частности философии Шанкары), с другой — влиянием культурно-идеологич. комплексов сев. стран.
        Центр. идея М.— совершенное отрицание реально сти «проявленного» бытия: не только «Я» и мира, но и элементов (дхарм), из которых они образуются. Плюралистич. универсум хинаяны был заменён Вселенной, понятой как целое, где ничего не возникает и не исчезает, а господствует одна шунъя, универсальная пустота, утверждающая своеобразный абсолютшуньяту (пустотность) и выражающая состояние отсутствия постоянного независимого начала во всём, состояние страдания и неценности всего существующего. Этот абсолют отождествляется с религ. реальностью М.— дхармакаей, тождественной с нирваной (истинным бытием, бытием «непроявленным»), утверждается эквивалентность эмпирич. бытия и абсолюта, тождество «непроявленного» и «проявленного» бытия, нирваны и мира, нирваны и сансары — неразличимость субъекта и объекта, психологического и онтологического, т. е. имманентность абсолюта (нирваны) миру. Отсюда понятие шуньяты оказывается означающим состояние простоты, отсутствия различий, многообразия эмпирич. бытия (т. е. уже явно позитивным), а понятие шуньи (пустоты) предстаёт как намёк на невыразимость этого состояния простоты.
        В этич. отношении особенностью М. является подчёркивание активных моментов в буддийском нравств. идеале доброжелательности; общая доброжелательность превращается в сострадание (каруна), переходящее в идеале в деят. служение; свидетельство этого — появление идеала бодхисаттвы (букв.— тот, чья сущность просветление, потенциальный будда), отказывающегося от покоя нирваны во имя помощи в её достижении другим. Этот нравств. идеал является практич. выражением идеи общей связанности всех в абсолюте. Одновременно среди «совершенств» рядом с каруной упоминается праджня (мудрость, прозрение).
        Будда из совершенного человека в раннем буддизме и хинаяне превращается в М. в существо сверхъестественное. Развивается понятие татхагаты (букв.— достигший совершенства), обладающего в отличие от безличного абсолюта праджней и каруной, в дальнейшем космич. концепция Будды, концепция трёх тел (три-кая), центр. место среди которых принадлежит дхар-макае, символизирующей учение (закон) Будды, воплощённое в общности всего существующего. Доктрина трикаи появляется в ранней М., особое значение приобретает в поздней и в тантризме. Усложнение догматики привело к усложнению внешнего культа, особенно в тантризме и его разновидности — ламаизме.
        Sogen V., Systems of Buddhist thought, Calc., 1912; K i -m u r a R., A historical study of the terms Hinayana andMahaya-na and the origin of Mahayarta Buddhism, Calc., 1927; D u t t N., Aspects of Mahayana Buddhism and its relation to Hinayana, L., 1930; S u z u k i B. L., Mahayana Buddhism, with an introd. by D. T. Suzuki, L., 19482; W a r d C. H. S., Buddhism, v. 2 — Mahayana, L., 1952; Suzuki D. T.,Zen Buddhism, N. Y., 1956.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


МАХАЯНА
(санскр. – большая колесница) – название одного из двух гл. направлений в буддизме, возникшего в 1 в. н.э. в Индии. В М. на первый план выдвигаются культ обожествленного Будды и пышные религ. обряды. Укреплению позиций М. служили филос. школы мадхьямиков и йогачаров. В 1 в. н.э. началось распространение М. из Индии в Китай, оттуда в 4 в. в Корею, в 6 в. в Японию. Позднее махаянистский буддизм проник в Тибет, Монголию и Бурятию.
Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; Dutt N., Aspects of Mahayana Buddhism and its relation to Hinayana, L., 1930.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Синонимы:
    буддизм, религия


Просмотров: 830
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ЦАРСТВА БЫТИЯ”
  • Анализ Бытия
  • анализ бытия (existentialanalyse)
  • Дзэн-буддизм (zen-buddhism)
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • Дхиани Будды
  • зуб будды
  • ИСТОРИЧНОСТЬ БЫТИЯ
  • история буддизма
  • Книга Бытия
  • космология буддизма
  • Мануши Будды
  • Мифы древней Индии во времени и пространстве
  • Мифы Индии
  • мнемотехника буддизма
  • нирваны принцип
  • один будда — все будды
  • Отпечатки Стоп Будды
  • Патриархат Восточной Индии
  • Патриархат Западной Индии
  • после этого значит по причине этого
  • ПРИНЦИП НИРВАНЫ
  • принцип нирваны
  • Сирийская Православная Церковь Индии
  • тождество мысли и бытия
  • ФИЛОСОФИЯ В ИНДИИ
  • ФИЛОСОФИЯ В ИНДИИ
  • Царства бытия
  • Четыре Благородные Истины Будды:
  • школы раннего буддизма



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь