ТРИМУРТИ


ТРИМУРТИ
(санскр. – имеющий три формы)
проповедуемое с первых веков Р. X. учение брахманов о том, что божество проявляет себя как Брахма (Бог-творец), Вишну (Бог-хранитель) и Шива ( Бог-разрушитель).

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ТРИМУРТИ
    ТРИМУРТИ (санскр. trimurti — три формы) — индуистская модель отражения Абсолюта в трех взаимодополнительных формах, соотносимых с космогоническими функциями создания, сохранения и разрушения мира и с соответствующими тремя верховными божествами пантеона — Брахмой, Вишну и Шивой.
    Предпосылки тримурти можно видеть уже в триадических формах некоторых ведийских богов, напр. в образе Агни, присутствующего в виде солнца на небе, в виде молнии в атмосфере и в виде обычного огня на земле (Ригведа 1.144.4, П.4.5, Х.4.5 и т. д.), или трех богинь, связанных с жертвоприношениями животных (там же, V5.8). Но лишь в сравнительно поздней “Майтри-упанишаде” Брахман как абсолютное начало сущего представлен в трех “образах владычества” — Брахмы, Рудры (Шива) и Вишну, подобно тому как женское, мужское и среднее суть образы его рода, а огонь, ветер и солнце — образы его сияния (VI.4—5). Дальнейшие этапы формирования конструкции тримурти засвидетельствованы в эпических текстах, в поздних Упанишадах (Рамоттаратапания-уп. 1.16), а также в поэзии Калидасы (Кумарасамбхава 11.14). На этих этапах можно предположить и косвенное влияние буддизма махаяны, где разрабатывалась идея трех тел Будды (трикайя), хотя концептуально буддийская и индуистская триады различны.
    Модель тримурти была освоена преимущественно шиваитами. В “Линга-пуране” (1.18.12) Абсолют, соответствующий “вечному Шиве” (Садашива), представлен в трех эманациях — Брахмы, созидателя мира, Вишну — его хранителя и Шивы (Бхава) — разрушителя, благодаря чему Шива как бы раздваивается, чем нарушается теоретически предполагаемая “нейтральность” Абсолюта, но зато укрепляются приоритеты “сектантского божества”. И у шиваитов, и у вишнуитов три космологические функции соотносятся с тремя гунами филосо
    фии санкхыг. в тримурти Вишну олицетворяет действие “просветляющего” начала саттвы, Брахма — “энергетического” раджаса, Шива — “деструктивного” тамаса. Модель тримурти под углом зрения концепции трех гун присутствует в “сектантских” вишнуитских классификациях Пуран. Так, в “Падма-пуране” (1.62) утверждается, что все они вышли из тела Вишну, что подразумевает вишнуитскую интерпретацию их происхождения. В том же тексте (263.81 и т. д.) они распределяются по трем гунам. А именно вишнуитские “Вишну-”, “Нарада-”, “Бхагавата-”, “Гаруда-”, сама “Падма-” и “Вараха-пурана” пронизаны гуной просветленности, саттвой, и ведут к “освобождению”; посвященные Брахме “Брахманда-”, “Брахмавайварта-”, “Маркандея-”, “Бхавишья-”, “Вамана-” и “Брахма-пурана” — раджасом и могут обеспечить только небо; шиваитские же “Матсья-”, “Курма-”, “Линга-”, “Вайю-”, “Сканда-” и “Агни-пурана” — тамасом и ведут в ад. В течениях поздней вишнуитской бхакги, напр. у Нимбарки (13 в.), воспроизводится конфигурация “Линга-пураны” в вишнуитском контексте: Абсолют-Вишну представлен в трех формах, одна из которых соответствует “малому Вишну”. Основная философема, реконструируемая из этой корреляции, состоит в идее онтологической внеположенности Брахмана как абсолютного и неизменного начала мира, всей активности в космосе, которая передается в ведомство “относительных” в сравнении с ним (хотя с “народной точки зрения” и верховных) божеств.
    Эти соотношения получили и графические отражения: в шиваитских изображениях тримурти над тремя рядоположенными скульптурными ликами возвышается четвертая голова “вечного Шивы”, у вишнуитов Непала за тремя фигурами помещается колонна, соответствующая четвертому лицу — Вишну. Эти изображения появляются поздно, и популярности, ввиду своего выраженного “философического” подтекста, в народном индуизме не получают. Одно из наиболее известных изображений, датируемое 8 в., находится в южноиндийском ансамбле пещерной и наземной архитектуры Эллоры, в грандиозном скальном шиваитском храме Кайласанатхи. Среди основных задач, которые ставили перед собой создатели абстрактного культа тримурти, была унификация верховных божеств индуизма перед лицом джайнов и буддистов, а также попытка гармонизации вишнуизма и шиваизма.
    Несмотря на желание неоиндуистов представить тримурти в качестве ближайшего аналога христианскому тринитарному догмату, их сопоставление выявляет скорее глубинные различия. Уже один из первых исследователей “Бхагавата-пураны”, французский индолог Ж. Руссель, отмечал нераздельность в тримурти божественной манифестации и мистификации, справедливо подчеркивая, что здесь речь идет о трех функциональных масках Анонима, но никоим образом не о единстве Трех Лиц. Лит.: Искусство Индии. Сб. статей. М., 1969.
    В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    брахма, вишну, триединство, троица, шива


Просмотров: 808
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Ананай-Ке (Учение Трех И Пяти)
  • бог как источник и гарант познания
  • Вишну
  • Вишну
  • ВИШНУ
  • ВИШНУ
  • Воплощения Вишну
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • ЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ
  • ЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ
  • знание-как и знание-что
  • Линга Пурана
  • Плюрализм как модель познания
  • Пятидесятники Трех Благословений (Пятидесятники Святости)
  • трех миров концепция
  • ТРИМУРТИ
  • Тримурти
  • ТРИМУРТИ
  • Тримурти
  • ШИВА
  • ШИВА
  • Шива
  • Шива
  • Шива
  • ШИВА-БУДДА
  • Шива-Рудра
  • школа трех трактатов
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь